Прошло 54 года, и вот в кубинской столице Гаване снова открылось посольство США. На организованной по этому случаю церемонии трое бывших морских пехотинцев, спустивших флаг США в 1961 году, снова подняли его над посольством. Это напомнило мне схожий эпизод из нашей истории.
Русско-турецкая (Крымская — прим. ред.) война, которая завершилась в 1856 году и которую некоторые специалисты по всемирной политической истории называют «первой мировой войной», шла между Турцией, Россией, Великобританией, Францией, Италией (Сардинское королевство), Австрией и Германией. С победой союзников в битве при Балаклаве (на деле битва закончилась ничьей и не являлась решающей — прим. ред.) с мечтами российского царизма о доминировании в регионе было покончено, русские проиграли.
В составе союзных сил, вошедших в Крым, был и принц Наполеон, брат Наполеона III, который в те годы сел на французский трон. После победы союзников принц Наполеон передал турецкому командиру Омеру Лютфи-паше (Ömer Lütfi Pasa) просьбу своего брата: поднять французский флаг над крепостью, если позволит турецкое командование.
Омер-паша сообщил, что не возражает против этой просьбы, если с ней согласятся другие командиры союзных войск. В результате огромный французский флаг взмыл над крепостью как символ победы союзников.
Но спустя три дня французский флаг вдруг сменился турецким флагом несколько потускневшего цвета. Чтобы разобраться, в чем дело, принц Наполеон нанес внезапный визит в штаб Омера-паши. Обратившись к турецкому командиру, принц начал с упрека: «Паша, вы оказали большую милость Франции, одобрив поднятие французского флага над крепостью. Я собирался прийти к вам, чтобы выразить благодарность его величества императора Наполеона. Но неужели что-то изменилось? Посмотрите на крепость, над ней не французский флаг, а турецкий».
Когда Омер-паша выглянул из окна своего кабинета, он увидел большой выцветший турецкий флаг, развевающийся на месте французского знамени. Вскоре был найден виновник, и перед Омером-пашой предстал беспомощный 80-летний крымский татарин. Выяснилось, что это именно он спустил французское знамя и поднял турецкий флаг. Он отметил: «60 лет назад, когда Крым попал в руки русских, я был знаменщиком в этой крепости. Турецкий флаг, который мы тогда спустили, лежал в моем доме, на дне сундука, и ждал сегодняшнего дня. В знак победы и потери русскими Крыма я снова поднял флаг над крепостью. Я мечтал об этом 60 лет. Мое желание сбылось. Даже если вы меня казните, я умру со спокойной душой. Воля ваша, наш командир...»
Через некоторое время французский принц, невероятно взволнованный этой историей, вручил турецкому командиру сообщение из Парижа от императора: «Союзные силы будут рады, если во время их пребывания в Крыму над крепостью будет развеваться турецкий флаг...»
После подписания мирного соглашения по итогам Парижского конгресса исторический флаг вернулся в Турцию и был взят на хранение в военный музей.