Активисты православного движения "Божья воля" во главе с Дмитрием Цорионовым по прозвищу Энтео разбили несколько скульптур на выставке в Манеже. По словам лидера организации, выставленные экспонаты нарушили закон о "защите чувств верующих".
Вандалы разрушили несколько экспонатов выставки под названием "Скульптуры, которых мы не видим". На сайте Манежа говорится, что речь идет об экспонатах художественного объединения ЛеСС, которое в 1954 году создали скульптуры Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис.
"Эта богохульственная выставка. Например, Иисус Христос изображен в непотребном виде", - сказал Цорионов "Интерфаксу". "Мы хотим, чтобы эта выставка была закрыта, чтобы закон о защите чувств верующих реально соблюдался, чтобы в главном выставочном центре страны не было такого грязного, жесткого глумления над Иисусом Христом и над святыми", - заявил он.
При этом, как отмечает РИА "Новости", "православные активисты" громили скульптуры и рельефы на христианские темы. Их особо интересовали экспонаты, изображавшие распятие Христа. В то же время на выставке есть скульптуры, посвященные христианским пророкам.
Во время инцидента в зале находилось примерно 30 человек. Из них около 10 - это сторонники Цорионова. Еще не более пяти человек - сотрудники охраны Манежа. Они не стали препятствовать активистам. Вандалов попытались остановить только посетители Манежа, которые пришли на выставку. Но попытки граждан не увенчались успехом.
Телеканал LifeNews опубликовал видеозапись, на которой запечатлены действия Цорионова и его сторонников. Еще один ролик опубликовали журналисты РЕН ТВ. На нем, в частности, запечатлено, как одна из сторонниц Энтео, утверждая, что "нельзя так изображать Христа", бросает экспонат на пол.
В полиции заявили, что им известно об инциденте. К месту происшествия был направлен наряд сотрудников правоохранительных органов. "Сообщение о том, что там происходит правонарушение, поступило. Проводится проверка", - сказал в столичном управлении МВД.
Впоследствии всех активистов сопроводили в отдел полиции для составления заявлений и дачи показаний. Тем временем в руководстве центра после того, как "православные активисты" разрушили несколько произведений искусства, решили временно закрыть выставку для посетителей.
Посетители выставки были "очень расстроены"
"Да, группа неадекватных лиц разбила несколько скульптур Вадима Сидура . Посетители возмущены. Посетителей сегодня очень много у нас, которые наслаждаются выставкой и которым очень нравятся произведения искусства Сидура, понимают, о чем речь и о чем выставка, они очень расстроены", - рассказала Business FM руководитель отдела PR и рекламы Манежа Елена Карнеева.
Цорионов в беседе с корреспондентом радиостанции высказал надежду на то, что выставка будет закрыта. Он охарактеризовал ее как "сатанинские фантазии извращенцев". "Мы надеемся, что выставка будет закрыта. К сожалению, самим экспонатам урона нанесено не было, только одна тарелка из Ikea была разбита, которая кощунственно изображала... несла на себе голову Иоанна Крестителя", - сказал лидер "Божьей воли". При этом он заявил, что активисты сами вызвали полицию и часть из них пошла писать заявления по поводу произошедшего.
В эфире радиостанции "Говорит Москва" Карнеева отметила, что инцидент произошел в первый день выставки, которая продолжит работу в штатном режиме до 6 сентября. "Частично пострадали работы известного скульптора Вадима Сидура, некоторые работы разрушены полностью. Ущерб мы оцениваем. Всего разрушено четыре произведения", - указала она.
Инцидент прокомментировали в РПЦ
В Русской православной церкови отреагировали на действия "Божьей воли". "Я не знаком с выставкой в Манеже, поэтому мне сложно сказать, имеет ли место нарушение закона со стороны ее устроителей. Это предмет для профессиональной правовой оценки, которую важно дать как в этом, так и в других подобных случаях", - сказал глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
По его словам, также "должна быть дана правовая оценка действиям господина Цорионова и его товарищей". "В современном российском государстве чувства верующих защищены законодательно. Но именно поэтому подобные протесты должны находиться в правовом поле", - заявил Легойда, слова которого приводит РИА "Новости".
Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, в свою очередь, заявил, что закон должны соблюдать не только посетители выставки, но и ее организаторы. "Во всем должна соблюдаться законность. Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки", - цитирует представителя РПЦ "Интерфакс".
Чаплин добавил, что не видел экспонатов выставки, но "если они оскверняют образ распятия, то нужно было сразу же, как эта выставка была устроена, выяснить, происходит ли осквернение почитаемого верующими символа".
"Плохо, когда кто-то врывается на выставки и их громит, но точно так же плохо, когда оскверняются вещи, священные для христиан, людей иных религий или неверующих. Нужно, наконец, добиться, чтобы не происходило ни первого, ни второго, иначе конфликтность в обществе будет постоянно нарастать", - сказал протоиерей.
Энтео сравнили с боевиками "Исламского государства"
Глава президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, комментируя произошедшее на выставке, призвал Энтео и его товарищей "не уподобляться варварам" из "Исламского государства" (ИГ или ИГИЛ) - крупнейшей в мире террористической организации, деятельность которой запрещена на территории России. Федотов указал, что околоцерковные активисты нарушили сразу несколько статей УК РФ.
"В их действиях есть состав преступления. Причем речь идет не об одной, а о нескольких статьях Уголовного кодекса. Не надо уподобляться варварам из ИГИЛ", - цитирует Федотова "Интерфакс". - Уверен, что наши следственные органы дадут адекватную правовую оценку совершенному деянию. Никому не позволено разрушать культурные ценности. Это уголовное преступление".
Аналогичное мнение выразил и телеведущий Владимир Соловьев. По его словам, "Энтео ведет себя как террорист из ИГИЛ, а не как православный человек". "Судить надо погромщиков за вандализм", - отметил он. "Здравствуй, отечественный ИГИЛ", - в свою очередь прокомментировал события в Манеже журналист "Эха Москвы" Владимир Варфоломеев.
Ни одной скульптуры повреждено не было, заявил Энтео
В ночь на 15 августа Цорионов подробно объяснил свои действия и действия своих сторонников. Так, по его словам, выставка в Манеже "не имела прецедентов в новейшей истории России" и никто раньше "не позволял себе такого страшного поругания наших святынь, такого чудовищного богохульства".
"Мы не можем выложить все изображения по понятным причинам, речь шла о порнографических изображениях Иисуса Христа, многие десятки вариантов страшных кощунств на Распятие, хула на Богородицу и святых. Приведу некоторые описания: В самом начале выставки на низеньких постаментах лежат небольшие куски линолеума для оттисков на бумаге. Там изображены несколько вариантов распятий при этом у Христа нет набедренной повязки и изображены половые органы", - написал Энтео у себя "ВКонтакте".
Он привел несколько примеров выставленных работ. В одной "у Христа вместо лица изображена страшная инопланетная рожа", а в другой - "крест заворачивается в несущего и пронзает его, создавая собой женскую грудь". Цорионов признался, что "никогда не видел ничего подобного" и не смог со своими соратниками пройти мимо этой выставки.
"Мы пришли туда, чтобы вызвать полицию и мы это сделали, но мы знаем, что закон о защите чувств верующих не работает, мы десятки раз посылали массовые обращения в органы, но не разу еще не было обвинительного заключения по этой статье. Наши святыни не защищены законом", - добавил лидер "Божьей воли".
Энтео отметил, что "госэкспертизы кощунства длятся более года и заканчиваются оправданием откровенного богохульства", поэтому "мы вынуждены делать то, что подсказывает нам наша совесть". "Мы хотим не нарушать закон, но закон нас не защищает", - написал Цорионов.
Он указал, что СМИ, сообщая об инциденте на выставке, распространяют ложь. "Ни одной скульптуры к сожалению не было повреждено, лично я разбил тарелку из магазина Икея, на которой была кощунственная кукла, изображавшая голову святого Иоанна Крестителя, люди оободрали несколько кусков линолиума со страшной хулой на Иисуса Христа. Там были кощунственные скульптуры, но ни одну из них мы не тронули", - заявил околоцерковный активист. Никакого ущерба, по его мнению, выставке нанесено не было.
В комментариях к своей заметке Энтео написал, что после погрома выставки его ждет суд. Что именно ему вменяется, пока неизвестно. "Меня задерживали десятки раз, сегодня выпустили из отделения, но впереди суд. Я в себе был готов на куда более серьезные последствия, но лично я не понимаю, как можно им допускать делать такое с изображениями нашего Господа. Какие мы христиане, если проходим мимо", - добавил он.
Названию экспозиции, подвергшейся вандализму, дала опубликованная в "Литературной газете" 29 апреля 1987 года статья лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга. Именно благодаря этой заметке в Москве появился музей Вадима Сидура, который сегодня является одним из выставочных пространств Манежа.
Проведение выставки "Скульптуры, которых мы не видим" заявлялось на период с 14 августа по 6 сентября. Официальное открытие экспозиции состоялось вечером накануне. В руководстве центра хотели впервые представить как ранние, так и поздние работы участников объединения ЛеСС в одном выставочном пространстве, чтобы посетители могли проследить эволюцию творческого метода каждого скульптура.
"Выставка обращается к искусству, находившемуся долгое время в "тени" официальной культуры. Это важно не только как шаг к восстановлению интеллектуального наследия советского периода, но и как исследование связей современной культуры с традицией, заложенной классиками нонконформизма", - говорила по поводу выставки генеральный директор Манежа Ирина Толпина.
Скульпторы Лемпорт, Сидур и Силис, как говорится на сайте центра, были причастны к созданию монументальной скульптуры, интегрированной в архитектурные сооружения периода позднего советского модернизма. Но продолжавшаяся в СССР борьба с формализмом в искусстве вынудила художников обратиться к малой форме и мелкой пластике. Произведения скульпторов долгое время оставались в подвальных помещениях их мастерских.