Авторизация

Европейцы против «судебного империализма» США

Дмитрий Добров
Европейцы против «судебного империализма» США

В последние годы США все чаще используют новый инструмент давления на другие страны, который, судя по всему, будет определять характер международных отношений в последующие десятилетия. Имя ему — «судебный империализм», который предполагает не только глобальную финансовую юрисдикцию США и их ближайших союзников, но также распространение американского (англосаксонского) права на уголовную и политическую сферу в мировом масштабе.

Практика эта не нова, однако в последнее время США и подконтрольные им структуры гораздо активнее применяют юридическое оружие. Проблема «судебного империализма» вышла на принципиально новый уровень, поскольку угрожает государственному суверенитету других стран: это чрезвычайно эффективное средство давления на непокорные государства, компании и отдельных лиц.

Там, где раньше Америка использовала авианосцы и стратегические бомбардировщики, теперь работают англо-американские юристы и «летучие отряды» ФБР. Именно судебный империализм стал основным оружием Америки как «мирового полицейского». Примеры применения экстратерриториального права США многочисленны — от похищения Виктора Бута и Константина Ярошенко на территории третьих стран до недавнего ареста украинского олигарха Дмитрия Фирташа в Вене по требованию США в связи с расследованием инвестпроекта в Индии. При этом США отказываются признавать верховенство международных судов и используют свои внутренние законы. Так, «делом ФИФА» занимается ФБР.


Проблема «судебного империализма» (нем. Justizimperialismus) привлекает в последнее время все большее внимание европейской общественности, в первую очередь в связи с перспективой заключения Трансатлантического соглашения о торгово-инвестиционном партнерстве между США и ЕС (TTIP). Главный предмет разногласий — так называемый надгосударственный арбитраж — ISDS — Investor-to-State Dispute Settlement — при котором все торговые споры будут решаться не национальными правительствами, а международными арбитражными судами, которые находятся под контролем транснациональных корпораций, преимущественно англо-американских. Вместо государственных обвинителей интересы инвесторов в этих судах будут представлять специально нанятые адвокаты.

В Европе давно известно, что американцы и британцы — чемпионы юридической казуистики. Сражаться с ними на правовом поле — то же самое, что играть в карты с шулерами мирового класса. В результате частные англосаксонские трибуналы будут наказывать государства Европы миллиардными штрафами. Практически предрешен результат любой тяжбы, что не так давно подтвердило решение Гаагского арбитража по ЮКОСу. Такая «параллельная юстиция» будет означать окончательное разрушение национально-государственного суверенитета европейских стран.

В последнее время европейцы получили много доказательств того, что даже они как союзники находятся под юридическим диктатом США. Так, американское министерство юстиции выдвинуло пару лет назад обвинения в коррупции против четырех топ-менеджеров ведущего французского концерна Alstom в Индонезии, а один из них, Фредерик Пьеруччи, был арестован в Нью-Йорке. Складывается парадоксальная ситуация: французский концерн подкупает ради заключения контрактов чиновников в Индонезии, однако разоблачать коррупционную сделку берется американское правосудие. Эти действия основаны на так называемом антикоррупционном законе (Foreign Corrupt Practices Act — FCPA), которому около 40 лет, но который США все чаще применяют в других странах мира.

При этом «привязка» к Америке может быть чисто формальной: достаточно котировки фирмы на нью-йоркской бирже, американского электронного адреса, счета в банке или платежа в долларах, чтобы начать расследование. В случае с Alstom это была котировка на Нью-Йоркской бирже вплоть до 2004 года. Так называемое «дело Пьеруччи» показало французам: рука американского «правосудия» может дотянуться до любого человека (компании, организации) в любом уголке земного шара.

К аналогичным случаям американского экстратерриториального вмешательства относятся так называемый «коррупционный скандал» в ФИФА и санкционные меры против швейцарских и французских банков. Так, крупнейший французский банк BNP Paribas должен был заплатить в прошлом году Америке штраф около 10 миллиардов долларов за «нарушение режима санкций» в отношении Ирана, Кубы и Судана, а также уволить 13 топ-менеджеров. В том же году в рамках закона FCPA американцы оштрафовали различные компании на сумму 1,6 миллиарда долларов. Глава парижской коллегии адвокатов Поль-Альбер Ивейнс заявил, что во Франции растет возмущение в связи с экстратерриториальными действиями американской юстиции в других странах. Он отметил, что речь идет не столько о борьбе с коррупцией, сколько о применении «экономического оружия». Взыскиваемые суммы идут не в пострадавшие страны, а в американское казначейство.

Все, что имеет хоть какое-то отношение к американским банкам или финансовым учреждениям (а к ним имеют отношение практически все!) находится под ударом. Один из последних примеров — начало расследования американскими властями деятельности Deutsche Bank в России по подозрению в отмывании денег и нарушении режима санкций. Примечательно, что делом занимается департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк, который затребовал у немецкого банка служебную переписку, внутренние документы, списки клиентов и другие материалы.

Нечто подобное имело место в отношении крупного государства — Аргентины, когда один из окружных судов Нью-Йорка вынес три года назад решение в пользу американских спекулятивных инвесторов, лишившее эту страну доступа к мировым рынкам заимствования.

Что думают об этом европейцы? В целом их комментарии в западноевропейской прессе сводится к следующему:

— Америка действует как «мировой полицейский», однако применяет свое право избирательно. В самих США на большие банки не заводится уголовных дел (too big to jail), и даже в случаях доказанного факта «отмывания денег» наклагается штраф максимально в несколько миллионов долларов. США разрушили «налоговый рай» в Швейцарии, однако содержат крупнейший в мире оффшор в штате Делавэр.

— Международного права как такового не существует! Понятие «суверенитет» относится лишь к США, остальной мир делится на «вассалов» и «прочие государства», которые приструниваются с помощью финансов либо «демократических революций».

— С целью компрометации противников США через АНБ, ЦРУ и ФБР используют систему тотального шпионажа и прослушки. До сих пор неизвестно, каким способом американцы добыли компромат на руководство ФИФА.

— Наблюдение за иностранными банками, организациями и частными лицами ведется нелегальными методами (прослушка, сбор электронных данных) через АНБ. На особом прицеле — лица и организации, симпатизирующие России.

— Американское внутреннее право постепенно подменяет международное право, а США превращаются в беспощадного имперского монстра, который живет за счет дестабилизации других стран и регионов.

— США не ратифицировали договор о Международном уголовном суде (МУС). Тем самым они пытаются вывести американских граждан из-под юрисдикции международного трибунала. Прежде всего речь идет об американских военных, совершающих преступления за рубежом. Более того, США приняли закон, позволяющий силовыми методами освобождать американских граждан, арестованных по распоряжению МУС. Кроме того, Америка оказывает грубое давление на страны, готовые выдать МУС американских граждан.

— Как может ЕС заключать соглашение о Трансатлантической торговле с партнером, который занимается тотальным шпионажем (в том числе промышленным) и подчиняет торговые споры американской юрисдикции?

— Американская правовая система — сплошной фарс, это система «отжимания денег» специально подготовленными адвокатами, истина их волнует менее всего. Ожесточенная борьба Америки с коррупцией и криминалом — чистая видимость, за которой скрывается беспощадная жажда наживы.

— Каждый человек, организация или страна, которые станут на пути интересов США (капитала или политики), неизбежно попадут в сети американской юстиции. Но для себя США делают исключения. Американские фирмы продолжают торговать с Россией, хотя европейские союзники США в ущерб себе вынуждены были принять антироссийские санкции.

— Необходимо противостоять односторонним действиям американской юстиции. В тех случаях, когда она входит в противоречие с другими правовыми системами, требуется жесткий ответ. В частности, не признавать решений американского суда за пределами США. Организовать ответные суды, которые потребуют от США компенсации ущерба вплоть до ареста американских активов в третьих странах. Американцы будут наглеть до тех пор, пока другие будут это терпеть.

Вывод европейских блоггеров и комментаторов: ответ на «судебный империализм» США может быть один — признать безусловное верховенство национального права. По этому пути уже начали следовать Китай и Россия.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка