Прошло всего полгода с того момента, как власти Севастополя попытались подмять под себя национальный заповедник «Херсонес Таврический». И вот адмирал-губернатор Сергей Меняйло предпринял новую попытку — на сей раз в союзе с представителями православной церкви. На пост директора вместо ученого Андрея Кулагина руководитель города назначил благочинного севастопольского округа Сергия Халюту.
Еще месяц назад ситуация виделась иначе. С идеей губернатора об «объединенном музее» в Москве не согласились. «Лента.ру» писала об этом. Заповедник «Херсонес» как уникальный археологический памятник, входящий в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, приказали оставить в покое и даже запустили процесс перехода в федеральное подчинение, на что было специальное поручение президента страны.
После зимних пертурбаций наступила пора если не полного спокойствия, то взвешенного оптимизма. Жить было тяжело материально — сейчас средняя зарплата сотрудников составляет от 6 до 12 тысяч в месяц, но перспектива грядущего перехода на новый уровень согревала. Добавляло позитива и то, что новым директором стал Андрей Кулагин, ранее возглавлявший отдел подводных исследований музея. Свой, разбирающийся в проблемах, перспективный и вроде бы имеющий поддержку в городе: отец и дед были заметными и уважаемыми в Севастополе людьми.
Ситуация взорвалась неожиданно. Несколько недель назад губернатор заехал в Херсонес к настоятелю Владимирского собора отцу Сергию. Побеседовав с ним, звонком вызвал руководство музея к собору. Оказалось, что предмет разговора — плитка, точнее, желание настоятеля вымостить ею всю территорию вокруг собора. Возражения музейного руководства о том, что любые работы по закону возможны лишь через публичный тендер и должны быть согласованы с Управлением по охране памятников, а изменение ландшафта памятника ЮНЕСКО и вовсе подлежит особой процедуре, услышаны не были. Более того, губернатор вообще усомнился в том, что «Херсонес» входит в число памятников ЮНЕСКО. Употребляя привычный адмиральский лексикон, Сергей Иванович Меняйло объяснил, что его эта бюрократия не волнует и директор музея должен быть готовым взять на себя ответственность. При этом письменного приказа на работы губернатор не дал. Апелляция руководства музея к министерству культуры не сработала: губернатор немедленно достал телефон, вроде бы набрал номер Владимира Мединского, и министр (по словам Сергея Ивановича) разрешил ему действовать по своему усмотрению.
Георгий Олтаржевский