Закон о нежелательных иностранных организациях предусматривает возможность отмены решения о внесении той или иной организации в соответствующий реестр Минюста. Но в президентском Совете по правам человека (СПЧ) не видят необходимости в разработке процедуры выхода из этого реестра, поскольку считают, что она не будет востребована иностранцами. Вместе с тем фонды-фигуранты составленного Советом Федерации «патриотического стоп-листа» задумываются о сворачивании своей деятельности в стране.
Иностранные и международные неправительственные организации, которые Генпрокуратура признает «нежелательными», свернут свою деятельность на территории России и не станут бороться за исключение из соответствующего реестра, считают в Совете по правам человека и развитию гражданского общества при президенте России (СПЧ). Поэтому президентские правозащитники не видят смысла в том, чтобы выступать за разработку процедуры исключения организаций из реестра Минюста.
«Для избавления от статуса “нежелательной” надо будет писать соответствующее заявление. Но я сомневаюсь, что те организации, которые будут включены в реестр, захотят продолжить работу в России. Поэтому даже если будет разъяснено, какие шаги им нужно предпринять, вряд ли они воспользуются этой возможностью», — считает сопредседатель президиума СПЧ, глава комиссии Совета по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова.
Член СПЧ, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева также прогнозирует уход из России иностранных и международных организаций. По ее мнению, они не будут бороться за исключение из соответствующего реестра. «Все, кого российские власти признают “нежелательными”, уйдут, сказав “До свидания!” и не станут никого умолять. Можно подумать, им некуда потратить деньги», — говорит она.
По словам Тополевой-Солдуновой, некоторые из зарубежных фондов, включенные в так называемый «патриотический стоп-лист», инициированный членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, уже задумываются в сворачивании своей деятельности в России.
Так, на днях о прекращении поддержки российских организаций объявили американские Фонд Макартуров и Фонд Чарльза Стюарта Мотта.
Всего в «стоп-листе», утвержденном Советом Федерации 8 июля, более десятка неправительственных организаций. В этот список, помимо названных выше организаций, вошли институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Freedom House, Фонд «Образование для демократии», Восточно-европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека. По утверждениям сенаторов, эти организации известны своей «антироссийской ангажированностью».
В законе о нежелательных организациях говорится, что отмена решения о признании нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется генеральным прокурором или его заместителями по согласованию с МИД.
В Генпрокуратуре не смогли оперативно ответить за запрос «Ленты.ру» о том, каковы должны быть основания для исключению организации из числа «нежелательных». В Минюсте сообщили, что министерство лишь осуществляет обнародование информации о признании организации нежелательной, размещая перечень таких организаций на своем сайте.
Между тем новый реестр уже начал пополняться. Во вторник, 28 июля, заместитель генерального прокурора Владимир Малиновский подписал решение о признании «нежелательной» деятельности «Национального фонда в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy — NED). Созданный Конгрессом США в 1983 году для продвижения идей демократии, фонд ежегодно предоставляет более тысячи грантов неправительственным организациям в 90 странах мира.
В Генпрокуратуре посчитали, что его работа угрожает основам конституционного строя, обороноспособности и безопасности государства. По данным ведомства, в 2013-2014 годах фонд выделил российским структурам (как коммерческим, так и некоммерческим) около 5,2 миллиона долларов. Эти деньги были направлены «на проведение политических акций с целью влияния на принимаемые органами власти решения, дискредитации службы в Вооруженных силах России». Теперь NED не сможет создавать структурные подразделения на территории России и реализовывать в стране какие-либо проекты, а банкам придется отказать ему в проведении каких-либо финансовых операций.
Вместе с тем в некоторых крупных правозащитных организациях надеются, что уходить из России им не придется. «Мы как работали в России, так и будем», — заявил «Ленте.ру» глава российского представительства правозащитной организации Amnesty International Сергей Никитин, который, как и многие другие правозащитники, выступил с резкой критикой закона.
Собеседники «Ленты.ру» из числа руководителей правозащитных организаций полагают, что закон о нежелательных организациях, скорее всего, окажет влияние на весь третий сектор в России. «Мы видим, что неправительственные организации вынуждены менять приоритеты работы, пересматривать источники финансирования, и из-за законодательных новаций этот процесс только ускорился», — говорит Андрей Кортунов. Он прогнозирует, что третий сектор будет консолидироваться.
«В условиях экономической нестабильности власти будут поддерживать организации, занятые социальной проблематикой, тогда как раньше популярнее было ориентироваться на защиту прав отдельных категорий граждан», — отмечает Кортунов. В целом же, считает президент фонда «Новая Евразия», многие из тех организаций, которые создавались с прицелом на международную деятельность, будут вынуждены менять формат своей работы либо уступать место новым.
Дина Ушакова