Прием таких крупных спортивных турниров, как Олимпийские игры или Чемпионат мира, считается показателем силы государства на мировой арене. Поэтому, пишет Milliyet (4.06), ни у кого практически нет сомнений в том, что главная мишень США, инициировавших антикоррупционное расследование в отношении ФИФА, которое повлекло за собой отставку президента Зеппа Блаттера (Sepp Blatter), — Россия и Катар. Издание задается вопросом: это запоздалая месть за предоставление этим странам права проведения Чемпионата мира по футболу?
Как полагает колумнист Hürriyet (2.06), несмотря на то, что операция против ФИФА была воспринята как шаг с целью помешать России принять игры мирового первенства в 2018 году, все гораздо глубже: речь идет о событиях в мире политики в период, когда «Запад и Россия бросили друг другу вызов по причине украинского кризиса».
Предоставление России и Катару права стать организаторами главного международного соревнования по футболу в 2018 и 2022 годах было показателем того, что «ФИФА ускользает из рук Запада», отмечает колумнист Aksam (3.06). В этой связи, полагает автор, скандал вокруг ФИФА поднимает справедливый вопрос: США опасаются утратить свою способность влиять на проведение мероприятий международного уровня?
С точки зрения журналиста Yeni Safak (3.06) полагать, что в основе атаки на руководство ФИФА лежит месть Великобритании и США за проигрыш России и Катару несколько наивно. Главная причина, обусловившая все эти события, — президентские выборы в России в 2018 году. Автор уверен, что «политическое обтесывание России будет продолжаться до тех пор, пока не уйдет Путин». Он подчеркивает, что отставка Блаттера указывает на «начало затяжной и беспорядочной холодной войны на футбольных полях».
Издания пришли к выводу, что возобновление столкновений на востоке Украины поставили под угрозу соглашение о прекращении огня, которое было подписано в феврале этого года и, несмотря на время от времени возникавшие нарушения перемирия, способствовало снижению градуса насилия (Zaman, 5.06).
Отмечался рост погибших и пострадавших в ходе вновь начавшихся столкновений на востоке Украины; сообщалось о решении украинского парламента разрешить ввод иностранных военных для проведения «международной операции по поддержанию мира», несмотря на то, что страна охвачена гражданской войной (Vatan, 5.06).
Согласно материалу в Dünya Bülteni (2.06), в рядах пророссийского ополчения на Украине воюют российские мусульмане, при этом, заявляя о своей позиции, они часто обращают внимание на то, что на противоположном фланге, представляющем киевское правительство, нет ни одного мусульманина.
В статье поднимается вопрос о том, насколько «кремлевская концепция ислама» близка мусульманам, проживающим в России. Автор приходит к неутешительному выводу: если говорить об ожиданиях от государства, выделении ресурсов на места поклонения и степени обеспечения свободы собраний, то проблемы, существующие в России, можно назвать масштабными. «Кремль не так щедр в удовлетворении требований прав, относящихся к политической плоскости», — отмечает автор. В этой связи указывается на рост массовых арестов (главным образом, на Кавказе), основанием для которых называется наличие радикальных групп, стекающихся в Россию из Ближнего Востока и поддерживаемых США.
Вероятность реализации украинского сценария на Балканах беспокоит авторов статьи в Zaman (5.06) Халиля Гёксана (Halil Göksan) и Джорджа Костожчиноски (Gjorgji Kostojchinoski), представляющих Женевский университет и Женевский институт международных отношений и развития. Отмечается, что Балканы постепенно начинают рассматриваться как новое поле битвы России и Запада, а главное яблоко раздора между двумя этими полюсами — новые условия энергетической геополитики и маршрут поставки энергоресурсов из России в страны Центральной Европы, в частности, проект «Турецкий поток».
Авторы материала настаивают на том, что Турция, намеренная стать энергетическим центром региона, способна без труда превратить энергетические разногласия между Россией и ЕС в удачную для себя возможность. Между тем отсутствие какой-либо официальной позиции Анкары относительно последних событий на Балканах демонстрирует ее слабость во внешней политике.
Воплощение проекта трубопровода «Турецкий поток» в жизнь дорого обойдется России. Так полагает Vatan (4.06), отмечая, что Европа решительно настроена сократить свою зависимость от российского природного газа, а Турция требует крупной скидки на голубое топливо из России. Подчеркивается, что, несмотря на планы «Газпрома» начать строительство этого газопровода в текущем месяце, российская компания, с одной стороны, еще не достигла окончательного соглашения с Анкарой, с другой — постоянно сталкивается с оппозицией со стороны ЕС.
Издания сообщили, что в проекте «Турецкий поток» заинтересована Венгрия, которая на фоне введения ЕС санкций против России, а также прерывания поставок газа через Украину обратилась к альтернативным энергетическим проектам (Milliyet, 5.06).
Согласно Dünya Bülteni (5.06), помимо «Турецкого потока», в качестве проекта, способного гарантировать поставки природного газа, Венгрия также рассматривает «Южный газовый коридор», по которому азербайджанский газ будет поступать в Европу. В этой связи венгерская сторона отмечает, что для нее важна диверсификация и безопасность поставок природного газа.
Dünya (3.06) констатирует ужесточение конкуренции между двумя проектами газопроводов, которые, как ожидаются, пройдут через Турцию, — «Турецкий поток» и TANAP. Указывается на бурный характер дискуссий о том, какой из этих проектов является экономически более выгодным. При этом подчеркивается, что Турция настаивает на каждом из них, считая их не конкурирующими, а взаимодополняющими проектами.
Информируя о проведенной для иностранных журналистов презентации Нововоронежской АЭС-2, известной в качестве аналога АЭС «Аккую» в Мерсине, Bugün (5.06) обращает внимание на то, что эта станция расположена на берегу реки Дон, поскольку для ее охлаждения необходимо большое количество воды; между тем современные системы этой станции препятствуют загрязнению реки.
Также сообщается, что ранее строительную площадку Нововоронежской АЭС-2 посетила турецкая парламентская комиссия, которая назвала свой визит полезным и подчеркнула: «Когда мы увидели, что в непосредственной близости от АЭС находятся населенные пункты, сельскохозяйственные угодья, все вопросы отпали сами собой».
Согласно Milliyet (4.06), в ответ на предложения некоторых бизнесменов найти более эффективное воплощение торговли в рублях на практике председатель Совета правления Anadolu Grubu и одновременно руководитель Турецко-Российского делового совета Тунджай Озильхан (Tuncay Özilhan) отметил, что Россия переживает тяжелый кризис, и практическое применение торговли в рублях крайне непросто. Подчеркивается, что предложения на этот счет были и у правительства, и у министерства экономики, однако каких-либо действенных шагов не было сделано.
Насколько правильно оставлять российский рынок? Таким вопросом задается Dünya (4.06), приводя заявление главы Ассамблеи экспортеров Турции (TIM) Мехмета Бюйюкэкши (Mehmet Büyükeksi) о том, что активность участия турецких фирм в выставочных проектах в России снизилась. Издание обращает внимание на тот факт, что из всех окружающих Турцию стран, переживающих трудности, Россия имеет самые высокие шансы на восстановление в краткосрочной перспективе и остается для Турции самой заслуживающей доверия страной.
Zaman (3.06) приводит мнение Мемдуха Бойдака (Memduh Boydak), председателя правления Boydak Holding, турецкой компании, принявшей участие в мебельной выставке в Москве, о том, что процесс, в котором оказалась российская экономика по причине украинского кризиса, санкций западных стран и резкого падения цен на нефть, неправильно называть кризисом. «В российской экономике — не кризис, а временная инертность, — полагает бизнесмен. — Россия — крупная страна, а вместе с ближним зарубежьем — обширнейшая география. Она очень скоро выйдет из этого периода».
Сообщая о телефонных переговорах премьер-министра Греции Алексиса Ципраса и президента РФ Владимира Путина, Haber7.com (5.06) отмечает, что Россия — один из потенциальных источников финансирования для Греции, в случае если Афины не смогут достичь согласия с международными кредиторами. При этом Европа опасается не столько выхода Греции из еврозоны, сколько того, что в таком случае Афины повернутся к Москве, и тогда Россия приблизится к Средиземноморью.
Турецкие телеканалы и печатные издания сообщили о задержании властями Турции 19-летней студентки МГУ Варвары Карауловой в турецком городе Килис при попытке незаконно пересечь границу с Сирией. Как отмечает Hürriyet (4.06), получив загранпаспорт втайне от родителей, россиянка планировала через Турцию проникнуть в Сирию, чтобы войти в ряды ИГИЛ.