В правительстве подготовили законопроект, который должен навести порядок на рынке ритуальных услуг. Агентам выдадут лицензии. За «слив» информации о покойнике из госучреждений начнут штрафовать. В стране появятся частные и конфессиональные кладбища и даже похоронные МФЦ. Пока же организация похорон остается для близких усопшего делом сложным и дорогостоящим. «Лента.ру» попробовала разобраться в хитросплетениях этой почти тайной процедуры.
В наше мирное время смерть чаще всего наступает по естественным причинам, и происходит это в стенах родного дома, в окружении близких.
Согласно установленному порядку, первым делом следует сообщить о смерти полиции и врачам. Для вызова последних в дневное время нужно звонить в районную поликлинику, а ночью и выходные дни — в скорую помощь.
Задача полицейского — составить протокол осмотра тела и убедиться в отсутствии криминала, а врача — констатировать смерть. Надо приготовиться к тому, что быстро это не делается. А если скончался относительно молодой человек, вероятнее всего, осмотр будет проводить целая следственная группа, а тело направят на судебно-медицинскую экспертизу.
Собственно, вскрытия можно избежать только при наличии толстой медицинской карты с историей тяжелой, продолжительной болезни усопшего и соответствующего заявления близких.
Следует войти в положение полицейских и медиков, настаивающих на медэкспертизе: в столице даже старые и бедные люди становятся жертвами убийц, если они собственники недвижимости.
Впрочем, с христианской точки зрения вскрытие никоим образом не вредит душе покойного. «Если есть возможность избежать такой процедуры — хорошо, если нет — переживать об этом не стоит», — пояснил «Ленте.ру» протоиерей Константин Кобелев.
Вскрытие, услуги городского отдела скорой помощи по транспортировке («труповозки»), хранение тела в морге в течение семи суток — все это бесплатно. В морге не имеют права просить плату за омовение, одевание и укладывание тела покойного в гроб.
Сергей Лютых