Три десятилетия прошли со времени аварии на Чернобыльской АЭС, но проблемы безопасности по-прежнему в центре общественного внимания. О различных аспектах радиационной безопасности и мифах, с ней связанных, о реальном вреде радиации и мерах, которые принимает мировое сообщество, в спецпроекте «Ленты.ру» рассказывает кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», член Российской национальной комиссии по радиологической защите, эксперт-консультант Центра по инцидентам и аварийным ситуациям МАГАТЭ Владимир Анатольевич Кутьков, с сентября 1986-го и до конца 1991 года работавший на ЧАЭС.
Делать выводы о дальнейшей судьбе территорий, загрязненных в результате Чернобыльской аварии, довольно сложно, если опираться только на уровни облучения: потенциальные для тех, кто там будет жить, и реальные для тех, кто там уже живет. Здесь важнее другие соображения — экономические и социальные. А угрозы заболеть от воздействия радиации там точно нет. И пример Рамсара это подтверждает. Но люди настолько запуганы угрозой радиации, что они безусловно будут страдать от вызванного этой боязнью стресса, который станет источником сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.
Судьба этих территорий — в сфере политических и экономических решений. Люди были переселены оттуда 30 лет назад. То есть поколение, которое помнит о жизни до аварии, уже практически ушло. А молодежь выросла и пустила корни в других местах. Сейчас территории, жители которых были переселены сразу после событий 1986 года, — заповедные места, в которых ничего нет, кроме нетронутой человеком природы. Для того чтобы люди снова жили на этой территории, необходимо на ней заново создать социальную инфраструктуру, рабочие места. Нужны врачи, учителя, воспитатели детских садов, пожарные и бог знает кто еще. А это все громадные затраты. Хотя, повторю, риска для здоровья нет никакого.
У нас ведь есть примеры того, как живут некогда загрязненные территории. Скажем, авария 1957 года в Челябинской области на заводе, который сейчас называется ПО «Маяк». Там взорвалось хранилище радиоактивных отходов, и на земле остался узкий многокилометровый след радиоактивного загрязнения. Жители оттуда были выселены, а зона загрязнения окружена забором, чтобы люди и домашний скот туда не проникали. Очень похоже на Чернобыльскую зону отчуждения. Со временем он обветшал и повалился, но память о радиационной опасности у людей осталась, да и знаки радиационной опасности все еще стоят.
Записал Георгий Олтаржевский