Авторизация

«Их хоронят отдельно, как самоубийц»

Почему на Кавказе не прекращаются убийства чести
«Их хоронят отдельно, как самоубийц»
Фото: Диана Маркосян / Reuters

23 марта в Дагестане отец признался в убийстве двух своих дочерей из-за подозрений в аморальном поведении. Он рассказал, что зарезал девочек еще в декабре, а после вывез их тела на сельскую окраину и закопал на горе. Младшей было 16 лет. На допросе дагестанец пояснил, что на жестокую расправу его толкнуло позднее возвращение девочек с прогулки, что, по его мнению, «недопустимо для горянки». Подобные «убийства чести» периодически происходят в республиках Северного Кавказа, однако говорить об этом не принято по ряду причин. Что считать непристойным поведением? Почему такой позор надо непременно смывать кровью и можно ли искоренить этот дикий обычай? Почему община всегда встает на сторону убийцы? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа, руководитель группы мониторинга молодежной среды республики Дагестан Руслан Гереев.

«Лента.ру»: Убийства чести — распространенная практика для Северного Кавказа и Дагестана в частности?

Руслан Гереев: Действительно, убийства случаются, но говорить о системности таких преступлений несерьезно. Такого просто нет. Убийства чести — старый способ, доставшийся нам по адатам, древним родовым обычаям. Когда человек находится в тупиковом состоянии и никак не может ни воспитать, ни оказать воздействие на своего родственника, он, к сожалению, приходит к подобному трагическому финалу. В Дагестане это бывает, но широкой практики нет. И общественные организации, и религиозные структуры это осуждают. Стоит отметить, что подобные преступления происходят в отдаленных районах, в горах, в сельской местности, где институт адата крепко укоренился и сохраняет свои позиции.

То есть эти правила так важны для людей, что они готовы убивать собственных детей, лишь бы кто-то не подумал плохого?

Внутренний распорядок, механизм общественной жизни Северного Кавказа во многом определяется традиционными кодексами поведения. Это касается и родителей, и детей, и мужчин, и женщин. Кодекс соблюдается свято из поколения в поколение. И даже 1990-е — революционный, по сути, период, мало что изменил. Наоборот, религиозные позиции, как и влияние адатов, усиливаются и укрепляются с каждым днем.

Прискорбно то, что государство не уделяет должного внимания этому направлению — нет общественных структур, которые могли бы вести какую-то пропагандистскую линию. Нет четкой концепции работы: как делать, что делать, кто вообще должен этим заниматься. Человек сталкивается с проблемой и решает ее в порыве ярости, в состоянии аффекта, что и приводит к печальным последствиям.

«Их хоронят отдельно, как самоубийц»

«Традиционного ислама на Северном Кавказе нет»

Ученый-кавказовед Ахмет Ярлыкапов о религиозных проблемах самого неспокойного региона России

Традиционный ислам к этому как относится?

Резко осуждает. Потому что в основе религии заложен принцип «Не убей». Это тот случай, когда традиции, адат идут вразрез с нормами шариата. Дело в том, что адат — это унаследованное, а аят — соблюдаемое. По логике вещей, адат ничем не уступает аяту, потому что это исторически сложившаяся норма. Более того, в некоторых ситуациях он бывает общественно полезным и может вполне соответствовать религиозным воззрениям. Созываются старейшины, они стараются как-то влиять, чтобы не было таких преступлений. В частности, по последнему случаю, когда отец зарезал двух дочерей, был широкий резонанс, общественность это осуждает. Но детям жизни это уже не вернет.

«Их хоронят отдельно, как самоубийц»

Большая чеченская свадьба

Кадыров, Астахов и другие о желании 57-летнего силовика взять несовершеннолетнюю второй женой

Что можно считать аморальным поведением, где проходит эта грань?

Что касается незамужних женщин, то речь идет о праве общения с противоположным полом: границы близости, интим. В основном упор делают на это. Однако в некоторых случаях фривольная эсэмэска и позднее возвращение домой могут стать поводом для подозрений. Буквально лет пять-шесть назад в Дагестане муфтиятом было принято решение о том, что безосновательное обвинение человека является таким же преступлением по степени ответственности. Поэтому с этим вопросом немного разобрались.

Другое дело, что поведение молодежи не всегда соответствует общепринятым правилам. Молодые люди выставляют много лишнего напоказ в соцсетях. Скажем, фотографии в состоянии наркотического и алкогольного опьянения — обо всем становится известно. Работать в этой среде пока не получается, а должной молодежной политики в субъектах Федерации нет. Потому что нет четких государственных ориентиров. Учитывая то, что речь идет именно о республиках Северного Кавказа, то здесь это еще более наглядно. Я сейчас говорю о поведении в целом, соцсети — просто способ огласки. Но даже сейчас у нас есть случаи, когда родственники жалуются в представительства соцсетей в регионах, просят блокировать аккаунты.

Беседовала Анастасия Чеповская

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?