Авторизация

Электростанции в Крыму и Севастополе не могут достроить из-за санкций

Электростанции в Крыму и Севастополе не могут достроить из-за санкций

Инфраструктура практически готова, а основное оборудование не найдено



Реализация плана по строительству двух электростанций в Крыму ценой $1,3 миллиарда, призванного усилить энергонезависимость полуострова, зашла в тупик. Спустя два года после решения о проекте обнаружились непреодолимые препятствия из-за санкций, запрещающих поставку европейских и западных технологий в Крым.


ТЭС в Симферополе и Севастополе запустят позже


Инфраструктура практически готова, а основное оборудование не найдено: приобретенные ранее турбины не могут пойти в Крым из-за санкций Евросоюза. На станциях планировалось установить газовые турбины немецкого концерна Siemens, но он рискует нарушить санкции в случае поставки, что тормозит весь проект.


Власти ожидали ввода первой очереди станций на 570 мегаватт в сентябре 2017 года, второй очереди с ростом мощности до 940 мегаватт – в марте 2018 года. В 2015 году Технопромэкспорт купил у российского завода Siemens четыре газовые турбины. И покупатель, и продавец утверждали, что это оборудование не пойдет в Крым, а будет использовано на Тамани. Сейчас Технопромэкспорт говорит, что пытается их продать.


Как в Севастополе строят ТЭС [фото]


По словам источников, российские чиновники и участники проекта пришли к выводу, что из-за санкций турбины Siemens установить в Крыму невозможно – компания соблюдает все ограничения в рамках контроля за экспортом. Санкции запрещают поставку на полуостров технологий и оборудования, используемых в энергетическом секторе. За выполнением санкций ЕС должны следить страны, входящие в блок. Правительство Германии заявляло в прошлом, что нарушающим санкции немецким фирмам грозит наказание.


Единственным российским производителем таких турбин является совместное предприятие Siemens и концерна "Силовые машины" миллиардера Алексея Мордашова в Санкт-Петербурге, в котором у немецкого акционера 65 процентов. Минэнерго РФ обсуждает возможность установки на строящихся станциях турбин по 25 мегаватт, которые производит российский холдинг ОДК, входящий в Ростех. Но консенсуса по этому варианту нет. Также Россия возможность покупки подходящих турбин в Иране, трансформацию проекта с установкой российского оборудования меньшей мощности или турбин западного производства, которые оказались в РФ до введения санкций. Но каждый из альтернативных вариантов сталкивается с проблемами.


Однако источники в российской машиностроительной отрасли говорят, что Иран не имеет собственной технологии выпуска газовых турбин средней мощности. По их словам, Тегеран может выпускать такие турбины по лицензии одной из глобальных инжиниринговых фирм или же мог ранее приобрести их у иностранных производителей. Не исключено, что иностранные компании будут против поставки произведенных ими турбин в Крым из-за санкционных рисков. По словам источника, в электроэнергетической отрасли РФ, найти достаточное количество совместимых турбин от одного производителя трудно. И даже если полный набор будет найден, потребуется участие производителя для того, чтобы они заработали, что потенциально чревато нарушением санкций.


- Должен приехать человек от производителя с флешкой и ноутбуком и запустить, - сказал он. - Как это можно будет скрыть, я не представляю.


Депутат законодательного собрания Алексей Чалый заявил журналистам, что, ещё будучи спикером севастопольского парламента "предупреждал, что будут проблемы".


- Электростанции в Крыму строили под турбины Siemens, - сказал депутат заксобрания Алексей Чалый. - Я в 2014 году предупреждал, что будут проблемы. В России за 20 с лишним лет утрачена способность производить турбины такой мощности. Мне было понятно, что это может кончиться плохо. Оно и кончилось плохо. Станции уже построили, а турбин нет.


В 2014 году Чалый также заявлял, что проекту строительства ТЭС есть альтернатива, учитывающая все обстоятельства, в том числе, западные санкции.


- Был сформулирован концепт Минэнерго: две больших станции. Плюс перемычка из Краснодара 220 киловольт – подводный кабель. Сейчас проект не реализуется. Кроме того, возникла масса вопросов. Кабеля такого в России нет, его надо покупать, но не продают. Турбин таких в России нет, их тоже не продают.


Однако, говорил он, "есть альтернативный проект, который построен на полной энергонезависимости Крыма".


- Он лично мне больше нравится. Он состоит в том, чтобы заменить один большой блок на несколько блоков по 25 и 50 мегаватт, которые производятся в РФ. И запчасти будут, и все будет. Этот проект предлагают "Россети", - отмечал Чалый. - И, кроме того, есть проект, когда они /энергетические блоки/ привязаны к точкам распределения. Газовая распределительная сеть в этом смысле строится проще с ориентацией на увеличение добычи "Черноморнефтегазом". Мне кажется, что стратегически это правильно.


Тем не менее, Чалый, будучи профессионалом в области энергетики и на протяжении почти трёх лет занимавший пост главы заксобрания, почему-то не смог повлиять на решение проблем со снабжением ТЭС необходимым оборудованием. При этом в интервью 2016 года он заявлял, что "есть энергомост, в мае будет вторая очередь, и мы можем спокойно достраивать эти ТЭС". Как можно "спокойно достраивать" то, что было, по его же пророчеству, обречено на неуспех еще два года назад, не ясно.


Но оставив вопрос с ТЭС открытым, Россети уже готовы вложить 8 миллиардов в проект Алексея Чалого по "умной" энергетике – "EnergyNet", который в 2017 году был признан севастопольскими властями одним из приоритетных для города и предполагает реконструкцию трех электроплощадок в городском, сельском и смешанном районах Севастополя. При этом актуальность и целесообразность данного проекта у многих в городе уже вызывают большие сомнения.



По материалам: Reuters, РИА Новости

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка