Дончане переходят на травы вместо дорогих медпрепаратов. Фото: kievvlast.com.ua
Кажется, что в Донецке едва ли не каждый день открываются новые аптеки. СМИ самопровозглашенных республик рапортуют, что недостатка в медикаментах население не испытывает. Но на самом деле список продаваемых лекарств — скудный и дорогостоящий, аптеки большей частью пустуют, а посетители не оправдывают ожиданий аптекарей.
"Упаковка из десяти штучек противопростудных растворимых препаратов стоит 200 рублей (100 гривен по курсу в розничных сетях Донецка: здесь курс отличается от украинского. — Авт.). Принимать их надо как минимум три раза в день, то есть через три дня снова надо покупать и снова тратиться, — говорит донецкая пенсионерка Елена Камышинская. — Мне дешевле купить упаковку сушеной ромашки за 60 рублей — пить отвар, полоскать горло... С пенсией в 3000 рублей мне многие лекарства не по карману — сами цены могут до инфаркта довести".
Когда-то доступные для всех лекарства в Донецке перестали таковыми быть. Например, активированный уголь дешевле чем за 12—14 рублей не купить (в киевских аптеках его цена не поднимается выше 2,7—3 гривен), а лекарство от проблем с сердцем "Аспаркам", которое стоит 8,5—9 гривен, в шахтерской столице предлагают по 50—53 рубля. Успокаивающее "Барбовал" вряд ли успокоит дончан стоимостью в 70—75 рублей — ведь его средняя цена по Украине — 15—16 гривен.
В чем причина страшной дороговизны лекарств, "Сегодня" узнавала у донецких аптекарей. "Все дело в том, что эти лекарства привезены из России, а там дороже. Но если бы оттуда не завозили,?у нас в аптеках вообще ничего бы не было! — рассказала фармацевт Полина Степанова. — Например, летом физраствор был настоящим дефицитом. Медпрепараты украинского производства тоже есть, но их завозят все равно из России с соответствующей накруткой за транспортировку. Часто пенсионеры, узнав цены, опускают глаза и просто молча уходят".
Невзирая на блокпосты и многочасовые очереди в ожидании проезда, жители шахтерской столицы везут лекарства с территории, подконтрольной украинским властям. Во-первых, даже с учетом дорогостоящей поездки туда и обратно закупка получается дешевле. Во-вторых, иное качество препаратов: "Российские лекарства почему-то мне не помогают. Возможно, организм привык к украинским производителям, — рассказал дончанин Анатолий Ковальчук. — Я впервые увидел спазмалгон, который даже через два часа не произвел никакого эффекта. Хотя раньше, когда он выпускался в Горловке, он действовал уже минут через 15—20! Стоит он у нас почти 150 рублей, а смысла в нем никакого".
Лекарства, более серьезные чем спазмалгон, не просто в дефиците или стоят дорого — они отсутствуют вообще. Детский инсулин, противосудорожные и противоастматические препараты, а также кардиопрепараты для пенсионеров раздает нуждающимся бесплатно Гуманитарный штаб Рината Ахметова. Также, кроме помощи при срочных операциях и протезировании детей, Гумштаб помогает медикаментами тем льготным категориям, кто уже перенес критичные кардиозаболевания или операции за последние полгода, а также людям в прединсультном или предынфарктном состоянии. "Мы понимаем, что тысячи людей нуждаются в элементарных препаратах, а те лекарства, которые есть в донецких аптеках, часто не подходят хроническим больным или настолько дорогие, что не все люди могут их себе позволить", — рассказал директор Гумштаба Александр Вишняков.
НАДО ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"
Гумштаб Рината Ахметова продолжает оказывать индивидуальную помощь в проведении сложных операций, лечении и реабилитации тяжелобольных и раненых детей, сопровождении сложной беременности, обеспечении жизненно необходимыми медикаментами. "Главная задача направления — помочь "здесь и сейчас" людям, которые, оказавшись в сложных жизненных обстоятельствах, вынуждены бороться с болезнью", — заявили в штабе.
При этом до сих пор нет четких правил доставки гуманитарных медикаментов на неподконтрольные территории. "Гумштаб направил повторные письма в Минздрав Украины с просьбой ответить, нужна ли лицензия на доставку и выдачу гуманитарных медпрепаратов на неподконтрольных территориях. К сожалению, на предыдущие наши запросы четкого ответа не последовало, но мы ищем пути решения этой проблемы", — заявила координатор Гумштаба Римма Филь.