Авторизация

Помогут ли гаджеты меньше болеть

Помогут ли гаджеты меньше болеть

Пандемия повысила интерес к гаджетам, позволяющим отслеживать состояние здоровья и предупреждать о необходимости визита к врачу на основе сбора больших данных. Использование новых технологий для прогнозирования болезней и потенциального продления жизни называют биохакингом, однако о пользе и вреде этого направления еще спорят врачи и эксперты. Дело в том, что большинство людей не умеют грамотно трактовать данные, которые собирают «умные девайсы».

За последние несколько лет цифровые технологии, позволяющие следить за состоянием здоровья и сообщать о потенциальной болезни, эволюционировали от простых гаджетов, которые регистрировали, сколько шагов сделал обладатель фитнес-браслета, до систем, которые объясняют врачам и их пациентам, как улучшить здоровье, и диагностируют болезни, такие как COVID-19.

Эти технологии в основном работают за счет сбора большого количества данных, сопоставление которых помогает следить за состоянием пациентов. Однако порой люди, увлекающиеся рекомендациями фитнес-браслетов, рискуют сделать себе только хуже: занимаются спортом слишком часто или долго, ориентируясь на показатели «умных часов». Проблема в том, что многие люди не знают, что делать с данными о сердечном ритме или о том, сколько часов они спали, которые им сообщают гаджеты.

«Несмотря на появление большого числа цифровых медицинских услуг и устройств за последнее десятилетие, мы не наблюдаем соответствующего улучшения здоровья населения в США, — приводится в пресс-релизе Amazon мнение доктора Маулика Маджмудара, который отвечает за медицинское направление в компании. — Мы используем наши познания в области искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы предложить клиентам новый способ обнаружения, принятия и поддержания персонализированных оздоровительных привычек.

Чтобы быть здоровым, недостаточно просто знать количество шагов, пройденное за день, или часов сна».

«Мы не обучаем людей тому, что делать с этой информацией. Этого не хватает», — признал в интервью The New York Times Джон Якичич, директор Института здорового образа жизни при Питтсбургском университете. По его словам, для некоторых людей информация об их сне может даже оказаться вредной.

Компании, разрабатывающие технологии для отслеживания состояния здоровья, знают об этой проблеме и занимаются пропагандой здорового образа жизни. Например, Amazon заявила, что ее система отслеживания здоровья может подсказать, какая тренировка наиболее эффективна для определенных целей. Fitbit утверждает, что ее датчики могут оценить ваш уровень стресса. Amazon, Apple и другие компании также пытаются интегрировать информацию из своих медицинских технологий в электронные медицинские записи. В принципе, это означает, что пациент с болезнью сердца может делиться ежедневными показаниями электрокардиограммы со своим врачом.

Но не всегда ясно, являются ли выводы из этих трекеров здоровья полезными или точными. Джессилин Данн, профессор Университета Дьюка, изучающая использование медицинских данных, собранных с носимых устройств, сказала, что исследователи обычно не могут получить доступ или подтвердить оценки, которые технологические компании делают из данных людей. По ее мнению, непрозрачные механизмы, стоящие за технологиями, затрудняют понимание их рекомендаций и выводов.

К практикам биохакинга относится оптимизация сна, питания, физической активности, правильный прием витаминов.

Это направление популярно на Западе, однако россияне вопросами замедленного старения пока не интересуются. 86% людей, принявших участие в опросе компании Blue Sleep, ничего не слышали о биохакинге и никогда не задумывались об улучшении качества жизни с помощью технологий. Только 10% имеют приблизительное представление об этой сфере, а 3,8% действительно считают себя подкованными в вопросах биохакинга. В опросе принимали участие жители разных городов России в возрасте от 22 до 80 лет.

Многие узнали о биохакинге после экспериментов создателя сервиса для хранения и анализа медицинских данных Станислава Скакуна. Он измерил более 750 показателей собственного организма, потратил около 1600 часов на изучение результатов научных исследований и составил панель из 42 персональных рисков для собственного здоровья.

«Умные часы» и фитнес-браслеты могут отследить фазы быстрого и глубокого сна с помощью пульсометра и датчиков звука и движения. Во время глубокого сна человек по-настоящему расслабляется, происходит выработка гормона роста, а вот количество гормонов стресса снижается. Именно поэтому эксперты рекомендуют просыпаться только во время фазы быстрого сна. «Умные часы» будят тех, кто их носит, в нужную фазу сна, чтобы владелец гаджета чувствовал себя лучше. А от здорового сна зависят и процессы старения. Только 13,5% опрошенных смогли похвастаться тем, что высыпаются в удобной постели.

Половина россиян, принявших участие в опросе, по шкале от 1 до 10 оценили качество своего сна как среднее и даже ниже среднего. Однако 70% респондентов пытаются это исправить: спят в проветриваемом помещении, принимают витамины, занимаются спортом.

15% опрошенных рассказали, что их рацион питания содержит специальные витамины и биологически активные добавки (чаще всего — витамины группы B и мелатонин). Для улучшения качества сна они готовы купить новый матрас, поменять подушку и соблюдать режим бодрствования и отхода ко сну, который сбился из-за самоизоляции.

Однако именно на карантине респонденты начали активнее обращать внимание на бытовой комфорт: у многих появилась возможность спать подольше, экономя время на дорогу. Кроме того, сон стал одним из способов справиться со стрессом: в результате некоторые россияне решили обзавестись более удобными кроватями и матрасами. Более 41% опрошенных признались, что стали спать хуже из-за тревожного новостного фона. В марте этот показатель был на уровне 35,6%. Треть респондентов указали на высокий или очень высокий уровень тревожности, тогда как в марте таких ответов было менее 29%.
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?