Кабинет министров Украины принял постановление о продлении на 2016 год программы по возмещению из государственного бюджета части суммы кредитов, которые население берет для внедрение энергосберегающих технологий («теплые» кредиты) в своих домах. Стартовала программа еще в 2014 году, тогда государство возмещало гражданам только 20 процентов суммы кредита на приобретение негазовых котлов. В 2015-м программа была расширена. Обладатели индивидуального жилья, а также многоквартирные дома, где действуют объединения жильцов (ОСМД) или жилищные кооперативы, смогли получить компенсации на утепление.
О том, как будет работать программа в нынешнем году и как станет развиваться в дальнейшем, «ФАКТАМ» рассказал председатель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Сергей Савчук.
— Изменились ли в этом году условия «теплых» кредитов?
— В принятом постановлении сохранены те же условия, которые действовали в прошлом году:
Сейчас ждем опубликования принятого постановления и готовимся подписать договоры с банками — участниками программы. Думаю, уже в начале марта сможем начать выплаты компенсаций по кредитам.
— В каких банках можно оформить «теплые» кредиты?
— Пока мы работаем только с государственными финучреждениями. Компенсацию по кредитам можно получить через «Ощадбанк», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк». Однако потенциальная потребность Украины в таких ссудах огромна. Для того чтобы реконструировать весь жилищный фонд страны до 2030 года, нужно потратить порядка 35 миллиардов долларов. Это огромный объем, который вряд ли окажется по силам одним государственным банкам. Поэтому мы думаем о том, что после отработки и усовершенствования программы, к ней будут подключаться и другие банки.
— Те граждане и ОСМД, которые оформили кредиты в январе-феврале, когда постановление еще не действовало, получат свои компенсации?
— Конечно. Как только банки подадут нам реестры по оформленным кредитам, деньги будут перечислены. Мы свои обязательства выполним, люди могут не волноваться.
— Хватит ли льготных кредитов на всех желающих?
— В бюджете на программу выделено около 894 миллионов гривен. Эти деньги позволят выдать «теплых» кредитов приблизительно на 3,5 миллиарда. Для сравнения: в прошлом году на возмещение было потрачено 300 миллионов гривен, а общая сумма выданных кредитов составила 1,3 миллиарда.
— Государство ощущает эффект от внедрения энергосберегающих технологий?
— Конечно! Подтверждение тому — статистика по уменьшению потребления природного газа. В 2013 году граждане Украины, проживающие в индивидуальных домах (без учета Крыма, Луганской и Донецкой областей), использовали на отопление 14,3 миллиарда кубометров газа. В 2014-м эта цифра составила уже 13,2 миллиарда, что на 1,1 миллиарда кубов меньше. А в 2015 году частные домовладельцы сожгли еще на 2,6 миллиарда кубометров меньше — 10,6. Таким образом, всего за два года население в частных домах сократило потребление газа на 3,7 миллиарда кубов (26 процентов).
Конечно, не вся экономия достигнута только за счет нашей программы. Многие люди обходятся без помощи государства. Но и наш вклад заметен.
Уверен, что через два года уровень потребления газа населением, которое проживает в частных домах, сократится до 5 миллиардов кубов.
— Мне приходилось слышать от специалистов, занимающихся внедрением энергосберегающих технологий в сельской местности, что после подорожания газа интерес к ним резко вырос. Однако после того, как сельские жители оформили субсидии, они снова перестали экономить. А зачем? Ведь за голубое топливо теперь платит государство…
— Пока мы видим по статистике, что потребление газа в индивидуальных домах стремительно снижается. Поэтому нельзя говорить, что в селах совсем не проявляют интереса к энергосбережению, утеплению домов и так далее.
С другой стороны, мы отдаем себе отчет в том, что субсидия действительно существенно снижает стимул к экономии газа и тепла. Поэтому в программу были внесены дополнения о возмещении для получателей субсидий не 20 или 30 процентов стоимости кредитов, а 70 процентов. В результате количество оформивших субсидию граждан, которые взяли кредиты на утепление, стремительно возрастает. Скажу больше, сейчас, когда программа временно не работает, мы получаем множество писем от людей, желающих получить «теплый» кредит.
Есть еще один аспект. Многие получатели субсидии боятся, что при использовании меньшего объема газа им пересчитают государственную помощь и снизят начисления в соответствии с фактическим потреблением. Например, человек использовал голубого топлива меньше, чем год назад, и на его счете к концу отопительного сезона осталось 3 тысячи гривен неиспользованной субсидии. Он думает, что теперь ему субсидию уменьшат на эту же сумму, и переживает, что денег на следующую зиму может не хватить, особенно если будут сильные холода. Поэтому гражданин специально выжигает газ на эти 3 тысячи, чтобы субсидия осталась на прежнем уровне.
Хочу подчеркнуть и заверить всех: это не соответствует истине. Действующим постановлением Кабинета министров неиспользованная домохозяйством субсидия засчитывается исполнителем услуг (теплокоммунэнерго, облгазом и так далее) в качестве платы на следующие расчетные периоды.
То есть если вы сэкономите газ в нынешний отопительный период и у вас останется какая-то сумма неиспользованной субсидии, то этими деньгами сможете платить за газ следующей зимой. И пока они не будут израсходованы, можно вообще не вносить ни копейки из собственных средств.
Так что стимул для экономии есть.
— Если владелец дома намерен в текущем месяце рассчитаться за газ сэкономленными субсидиальными деньгами, он должен как-то это оформить? Написать заявление, например?
— Это отношения между потребителями и облгазами. Как показывает практика, проблем с улаживанием данных вопросов не возникает. Во всяком случае, пока жалоб на то, что людям не дали воспользоваться субсидиальными средствами, к нам не поступало. Если же такие жалобы возникнут, думаю, правительство этот вопрос решит.
Более того, сейчас мы планируем расширить возможности использования сэкономленных субсидий. Разрабатывается механизм, который позволит гражданам расходовать эти средства на погашение «теплых» кредитов. Например, человек взял ссуду на твердотопливный котел или на материалы для утепления дома. Государство ему компенсирует 70 процентов кредита. Плюс у него появится возможность выплатить остальные 30 процентов за счет неиспользованной субсидии. Таким образом, люди смогут утеплить и усовершенствовать свое жилье почти бесплатно.
— Пользуются ли «теплые» кредиты популярностью у жильцов многоэтажек? Ведь частникам легче, они самостоятельно решают судьбу своего дома. А в многоквартирных домах живут сотни людей, у каждого из которых собственное мнение. И принять согласованное решение о кредите очень непросто.
— Действительно, жильцы многоквартирных домов более инертны. В течение некоторого времени кредитование многоэтажек шло туго. Главной причиной было сопротивление жильцов, получающих субсидии. Они ссылались на то, что не располагают деньгами на погашение кредитов (ежемесячный взнос составляет в среднем 500 гривен). К тому же благодаря субсидии их не так сильно волнует проблема экономии ресурсов.
Мы оперативно отреагировали на эту проблему, и в августе 2015 года было принято решение, о котором я уже говорил, — повышение уровня компенсации по кредитам для получателей субсидии до 70 процентов. Благодаря этому их ежемесячный взнос по займам на утепление домов снизился практически до 200 гривен. Это сразу повлияло на ситуацию. Уже с сентября мы увидели резкий рост кредитования многоквартирных домов. На сегодняшний день выдано 206 таких кредитов.
Огромную роль в популяризации энергосберегающих технологий, особенно в части утепления жилья, играют успешные примеры. И в Украине их уже немало — в Луцке, Тернополе, Ивано-Франковске, Одессе.
Вот, например, ОСМД «Явір 2011» в Луцке. Соседний с ним дом платит за отопление в среднем 15,54 гривни за квадратный метр. А в объединении совладельцев «Явір 2011» стоимость отопления — всего 7,16 гривни за квадратный метр. Экономия более чем в два раза!
— Сейчас «теплые» кредиты доступны только тем домам, где существуют ОСМД или кооперативы. Получается, что остальные пока не имеют шансов на утепление.
— Действительно, сегодня ОСМД созданы только в 27 процентах домов в Украине. Причем они довольно неравномерно распределены по стране. Одни регионы (преимущественно западные) воспринимают эту идею легче. В других она пока не находит значительной поддержки. Например, в Киеве создание ОСМД идет вяло.
В то же время банки решительно не желают кредитовать жэки, даже при государственной поддержке. Неэффективность этих организаций общеизвестна. Потому и выходит, что дома, где нет ОСМД, нашей программой воспользоваться не могут.
Однако это совершенно не повод ждать, пока все жильцы созреют для создания объединения. Нужно и можно использовать другие механизмы.
Уже вступил в силу Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах». В соответствии с законом, с 1 июля нынешнего года каждый многоквартирный дом получит управляющего. Жильцы вправе выбрать его самостоятельно, а если они этого не сделают, то управляющего назначит местная власть.
Вот эти управляющие и могут заняться термомодернизацией. Либо сами, либо наняв специальную энергосервисную компанию (ЭСКО), которая специализируется на повышении тепловой эффективности жилья.
Конечно, государство должно помочь в проведении таких работ. Мы разрабатываем механизм, в соответствии с которым управляющие смогут, как и ОСМД, получить возмещение по «теплым» кредитам. Таким образом, выгодами нашей программы получат возможность воспользоваться все без исключения многоквартирные дома.
— Но на рынке пока не видно большого количества энергосервисных компаний.
— Как только появится спрос со стороны управляющих на такие услуги, этот рынок буквально взорвется, создав огромное количество рабочих мест. Уже сегодня мне известно о том, что многие организации готовы этим заняться. В частности, некоторые компании, успешно осуществившие термомодернизацию ОСМД, могут преобразоваться в ЭСКО. Такие дома являются прекрасной рекламой, и жители соседних улиц хотят так же реконструировать свое жилье. Спрос огромен.
Более того, есть директора теплокоммунэнерго, желающие заняться реконструкцией домов, которым они поставляют тепло.
— Им-то зачем это нужно? Ведь чем больше тепла они продадут, тем больше заработают.
— Многие так и думают, но среди руководителей теплокоммунэнерго есть люди, которые понимают, что термомодернизация жилья неминуема. И если не они, то скоро придут другие и сделают это без них. Поэтому лучше процесс возглавить, тем более что можно неплохо заработать.
— А в чем заработок?
— После термомодернизации дома возникает огромная экономия, поскольку расходы теплоэнергии снижаются приблизительно вдвое. Такая экономия и является ресурсом для возмещения затрат. Жильцам снижают плату за отопление, а остальная сэкономленная сумма в течение какого-то периода (нескольких лет) достается ЭСКО. Таким образом, компания не только возмещает свои затраты, но и получает прибыль.
Здесь возникает ситуация win-win (двойной победы): ЭСКО зарабатывает, а владельцы квартир получают снижение стоимости отопления и повышение комфортности своего жилья. Кроме того, цена квартир в реконструированных домах, как показывает опыт, увеличивается на 20—25 процентов.
— Энергетическая независимость не может быть достигнута только за счет термомодернизации жилья. Какие еще технологии развиваются в Украине?
— Еще одно важное направление — производство электроэнергии из возобновляемых источников. В прошлом году парламент принял закон, который дает возможность владельцам домашних солнечных и ветряных электростанций мощностью до 30 киловатт продавать излишки электроэнергии в сеть по зеленому тарифу, который привязан к курсу евро.
— Сколько стоит киловатт электроэнергии, произведенной, например, из солнечной энергии?
— Сейчас — 19 евроцентов.
Данный закон дал колоссальный толчок развитию малой солнечной энергетики. До его принятия в Украине работала всего 21 «домашняя» электростанция. А к концу 2015-го их было уже 244! Это несмотря на то, что закон приняли в июне, а заработал он с июля 2015 года.
— Но 244 дома для такой страны, как Украина, — капля в море.
— Да, но я уверен, что в нынешнем году цифра вырастет еще в десятки раз.