Фото: Т.Негода
Получив диплом повара-кондитера, Наталия не проработала по специальности ни дня. Вместе с мужем целых 12 лет продавала сантехнику, развивая семейный бизнес, а сладкими деликатесами баловала только семью.
После рождения второго ребенка пришлось осесть дома. Торговля шла плохо, муж приходил с работы расстроенный, финансовое положение – хуже некуда. И тогда она решилась печь. Сейчас, спустя год и два месяца, Наталья Бердник – занявший свою нишу домашний кондитер, профессионал с собственным узнаваемым стилем работы и такой богатой базой клиентов, что может успешно продавать хоть копченую рыбу, хоть новогодние елки – все идет на ура. Доверие сотен сладкоежек завоевано, в новом году маленькое ЧП обзаведется штатом и новым помещением, сертификатами качества на продукцию. И, судя по взятым темпам, имеет шанс разрастись до целой фабрики.
Стартовый капитал
Поначалу у свежеиспеченного мастера-кондитера не было ничего, кроме желания учиться новому. С маленькими детьми на мастер-классы не походишь, Наталия просто мониторила кулинарные сайты и пробовала. "Большинство интернет-рецептов – ерунда, пока сам выведешь правильную формулу, измучишься. Так, дорогой ценой дался мне зефир – сломала два миксера и перевела гору продуктов, пока его победила", – описывает Наталья свой путь проб и ошибок.
Первые насадки, мешочки и формочки, минимальный набор кондитера, купила, скопив за два месяца соцвыплаты на ребенка. "Однажды поздним вечером сломался очередной миксер. Плача, звоню мужу, чтоб срочно купил дешевенькую замену – заказ горит! В час ночи он раздобыл дорогущий стационарный агрегат – я даже разозлилась на него, что истратил более 2000 гривен (для нас тогда – сумасшедшие деньги), но вложение себя оправдало, – вспоминает она. – Потом появилась электродуховка, большая и удобная: вот и все мое профессиональное оборудование".
ПОШЛА РАБОТА. Прекратить хвастаться аппетитными фото в соцсетях и начать продавать свои умения Наталью уломали подружки. И вот осенью 2014-го были проданы первые капкейки. Заказчица, близкая приятельница, сделала грандиозную рекламу Натальиным изделиям, отрекомендовала их виртуальным друзьям, и дальше сарафанное радио каждый месяц увеличивало клиентуру в геометрической прогрессии.
Теперь у домашнего кондитера едва хватает минутки поддерживать странички в четырех соцсетях, где водятся клиенты, и в другого рода рекламе потребности нет вообще. "Долго рождался макет визиток – знакомый дизайнер их доделал, когда крупная партия штолленов (рождественские кексы) разошлась на подарки, я не успела вложить карточки и расстроилась: ну вот, съедят, а обо мне так никто и не узнает, – горевала тогда предпринимательница. – Но каждый кекс обернулся новым заказчиком, люди накопали мои контакты и стопка визиток так и не пригодилась". Еще бы – Наташа теперь кормит школы и садики, банки и стоматологические клиники, имеет заказчиков даже в Нью-Йорке и как-то готовила капкейки для легендарной Нины Матвиенко.
ДОМАШНИЙ ТЫЛ. Муж поначалу считал идею жены напрасной затеей – мол, бизнес – не для домохозяйки с малыми детьми на руках. И что детские деньги ушли не на памперсы, а на пластиковые штучки, не одобрил. "Наблюдал за моими стараниями месяца полтора, а потом подарил классную духовку: "давай, Наташа, я в тебя верю!" и это был потрясающий заряд вдохновения, – улыбается мастерица. – А теперь сантехника идет туго, говорю мужу: сиди дома, а я буду зарабатывать! Но он от роли добытчика пока не отказывается".
Родные поддерживают Наташу в основном только морально: муж и сестра (переселилась с дочкой из Кировограда) работают допоздна без выходных, а домашние заботы никто не отменял. На Наталье, по сути, кроме "сладких дел" еще и быт троих взрослых и четверых детей. Работать удается, только если дети увлечены игрушкой, иногда племянница и старшая 11-летняя дочка помогают нянчить младших девочек или расписывать пряники. Самое плодотворное время, признается Наташа, после полуночи, когда весь дом спит. "Жужжать миксером нельзя, поэтому ночи у меня для украшения выпечки, – описывает трудовые будни она. – А по утрам сестра по дороге на работу развозит по станциям метро готовые заказы".
Трудней всего
Все выглядит сладко, но стоило серьезных колебаний и волнений. Наталья долго не решалась связываться с заказами – дети, а бабушек под рукой нет.
"Но хотелось помочь мужу, да и я, деревенская девушка, сидеть без работы не могу, – признается она. – Когда спросили, пеку ли я на продажу, робко ответила – ну, могу. А через полтора месяца уже паковала новогодние наборы для садиков и школ, и в ночь на Новый 2015-ый год, глотнув шампанского, готовила срочный заказ – торт на 1 января". Тортов, кстати, 31-летняя мастерица боялась, как огня. Как-то опубликовала в сети фото тортика, а знакомая тут же отписалась: "Рискну! Давай мне такой же на пять кг". "Я настолько боялась – руки дрожали над коржами, промахнулась на два кг, мы их доели всей семьей с огромным удовольствием. После этого запустила линейку тортов", – вспоминает Наташа.
Когда процесс закипел, бывало, торты уходили десятками, как по конвейеру, и домашний кондитер буквально падала с ног. "Ничего не ела сутками, даже чаю не пила – разогревала остывшую чашку, но ставила и вновь забывала о ней, – рассказывает она про самые жаркие деньки. – Полуготовый зефир стоял на всех шкафчиках, холодильник был доверху забит тортами, а я сновала уставшая, но счастливая".
Как изменилась жизнь
Свою прежнюю жизнь Наташа называет "сидячей", зато теперь она вращается, как белка в колесе. "От пирожных с тортиками стало ярче, веселее, интереснее. Больше общения, знакомств: раньше у меня была всего пара подружек, чтоб перекинуться словцом, а теперь постоянно – телефон, переписка, есть с кем пошутить и даже пооткровенничать. Многие клиентки стали близкими друзьями, – перечисляет свои повседневные радости она. – Говорят – ожидали увидеть тебя измученной бытом, а ты веселая и смешливая. Но я же занимаюсь любимым делом, а не мучаюсь".
Домашняя кухня превратилась в рабочий кабинет, а семья приучилась "утилизировать" всякий брак: коржи-лепешки, расслоившийся крем – все, что не взошло и не взбилось, и первыми пробовать плоды маминых опытов. Спит мама, кстати, не более 3-4 часов в сутки, но для отдыха хватает. "Жаль, нельзя качать кроватку и украшать пряники одновременно, а то еще больше бы успела", – говорит она.
Советы сомневающимся
Верь в себя: если ты это любишь, то осилишь, уверена основательница "сладкого" бизнеса. Не гоняйтесь за необъятным, специализируйтесь на том, что больше нравится и получается. Наталью Бердник, например, знают по домашнему зефиру, который она усовершенствовала, вводит в столичную кондитерскую моду и считает своим открытием. "Не видела, чтобы в домашней выпечке применяли натуральный зефир для покрытия тортов, как я, а зря: он не подтекает, не деформируется, еще и вкусный, – объясняет она. – Подписчики в соцсетях уже успели окрестить меня "зефирной королевой".
Такие "фишки" делают мастера узнаваемым и успешным, считает кондитер (свои фирменные рецепты, кстати, держит в тайне). Как и умение выстроить с клиентами отношения: "стараюсь вести себя просто, будто 100 лет их знаю, скорее перейти на "ты", – делится Наталия. – Доверяю им, предоплату не беру, могу отдать дорогой торт и не спросить, когда заплатят".
Ломая голову, какие цены выставить на продукцию, кондитер пришла к выводу, что клиента надо брать искренностью, а жадничать не стоит. "Мне неприятно платить за товар двойную-тройную наценку, поэтому и сама беру чисто за работу, мне достаточно. Сестра ругает меня, что слишком я добренькая – ничего, добро с лихвой вернется", – уверена Наташа.
НЕУДАЧИ. Все гладко не будет, но отчаиваться не надо. "Даже если через час торт отдавать, а он еще "голый", и ни копейки денег на продукты, чтоб переделать крем. Плакала, выкручивалась, в последнюю минуту заканчивала. А сколько брака уехало маминым курам на село! Поэтому всегда пользуюсь проверенными ингредиентами один и тех же марок: сбои дорого обходятся", – делится опытная хозяйка.
История успеха в цифрах
Свои первые пирожные Наташа пекла еще в 6 лет, и прошло еще 24 года, прежде чем увлечение начало кормить ее семью. Выпечкой она занялась, когда младшей дочке было два месяца: тесто соседствовало с коляской. Первый заработок составил 25 гривен, а сейчас, работая одной парой рук в полудекрете, мастерица может зарабатывать до 6000 гривен в месяц. При этом минимум 10-20% доходов уходит на благотворительность – волонтерам, больным деткам.
На прошлую Пасху она сама испекла 100 куличей и 100 кексов (еще 10 попросту сгорели – некогда было проследить), под Рождество – 320 дрезденских штолленов, к нынешним зимним праздникам – 5000 расписных имбирных пряников, а всего за год из ее кондитерского "цеха" площадью 9 м² на свет появилось более 300 нарядных тортов.