Оправдывать военными действиями нежелание иностранных инвесторов работать в Украине нельзя. Истинная причина кроется в неблагоприятных условиях для работы инвестиционного капитала, которые существовали в Украине до войны и существуют сегодня. Такое мнение высказали участники круглого стола "Правосудие как гарантия инвестиций в Украину", прошедшего на днях в столице, в конференц-офисе компании SigmaBleyzer. Представители иностранных посольств, инвестиционных фондов, зарубежных и украинских бизнес-ассоциаций выделили 3 основных причины неблагоприятного бизнес-климата: высокий уровень коррупции, несовершенство налогового законодательства и невозможность защиты своих прав и интересов в суде. При этом они отметили, что ситуация с каждым днем только ухудшается.
Наиболее резкой в своих оценках была Европейская бизнес-ассоциация (EBA), которая озвучила результаты недавнего опроса более 100 иностранных компаний, работающих в Украине. Как отметила представитель EBA Юлия Венгерович, Ассоциация получила в основном негативные отзывы относительно инвестклимата. Так, по ее словам, более 80% опрошенных не видят никаких позитивных изменений в процессе проводимых в Украине реформ, "невзирая на то, что реформирование идет полным ходом". Более 50% считают бизнес-климат в стране неблагоприятным.
"Выделяют 3 основных причины – колоссальный уровень коррупции, несовершенство налогового законодательства и невозможность защиты своих прав и интересов в суде. Хочу обратить внимание, что наличие военных действий на территории Украины в ТОП-3 негативных факторов не значится", – подчеркнула она.
Ее поддерживает и Ярослава Джонсон, Президент Western NIS Enterprise Fund, одного из первых инвестфондов, появившихся в Украине после обретения страной независимости. Она сообщила, что за последних 5 лет три четверти компаний, работавших с фондом, покинули Украину.
"В основном из-за того факта, что нет правосудия. Они имели всякие проблемы: это были либо рейдерские дела, либо корпоративные дела, были споры с частными лицами, с государством. И многие – без оснований. Для иностранного инвестора реформы – это не только разговоры о них, а факты, когда нужно показать, что сделано. А на данном этапе реформы есть только на бумаге, никто, в том числе, в судах, не видит никакого прогресса", – отметила Ярослава Джонсон.
Инвесторы понимают, что Украина имеет потенциал для инвестирования. Еще в мае министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что Украина прошла "дно" кризиса и начала выбираться из него. Это подтверждается и заявлениями ряда экономистов о том, что динамика промышленного производства и других индикаторов реального сектора указывает на то, что экономика Украины, вероятно, достигла своего "дна" во втором квартале 2015 года. То есть инвестирование сегодня сулит перспективу роста прибыли в будущем, когда страна начнет выходить из кризиса.
"Те инвесторы, которые хотят инвестировать, – приходят. Приходят наши экспаты, которые знают, что в Украине есть потенциал для заработка, те, кто хочет рисковать, и во время войны, и после войны, потому что знают, что это перспективный рынок, и он будет подниматься. Это риски и заработок", – считает Евгений Данканич, советник правительства Канады.
Однако большинство инвесторов останавливает невозможность защитить свой бизнес от посягательств – либо со стороны украинских рейдеров, либо со стороны государства, которое зачастую действует при участии органов внутренних дел, прокуратуры, судов.
С каждым показательным случаем передела собственности в Украине у западных инвесторов не прибавляется уверенности. Тем более что компании, которые притесняют в Украине, делают громкие заявления. Так недавно о попытке прокуратуры реприватизировать землю заявила инвестиционная компания Dragon-Ukrainian Properties & Development plc, один из крупнейших инвесторов на рынке недвижимости страны. Компания сообщила о том, что прокуратура Киевской области обратилась в суд с требованием вернуть в государственную собственность принадлежащий компании участок земли, на котором она уже построила коттеджный городок, вложив миллионы долларов. Прокуратура заявляет, что во время приватизации этого земельного участка в 2005 году Вышгородская районная администрация нарушила необходимые процедуры.
"Реприватизация в нынешних условиях станет банальным переделом собственности. Поверьте, что серьезных игроков на рынке Украины не будет. Потому что завтра при власти будет, условно говоря, Тимошенко, и огласит очередную реприватизацию. Посмотрите историю вопроса, как здесь все происходит, как сюда можно идти? Поэтому приходят компании, которые заинтересованы под гарантии одного человека (премьера или президента) зайти и за год выжать из предприятия максимум. Это убийство для Украины, потому что они не дают план на 20-50 лет, они за год выжимают все и уходят с наполненными карманами", – считает Станислав Батрин, руководитель проекта "Открытый суд", главный партнер адвокатской компании "LionsLitigate".
Бизнес, который намерен работать в Украине в долгосрочной перспективе, сталкивается с рядом сложностей, в том числе в отрасли прозрачности налогообложения и защиты интересов в правовой сфере. "И мы, и украинское правительство рассказываем, что в Украине есть хорошего, какие возможности существуют для иностранных инвесторов, и тут же поднимаются бывшие инвесторы, которые в свое время вложили в Украину, и говорят, что невозможно в Украине реализовать этот потенциал, поскольку у них забрали предприятие, забрали торговую марку, их топ-менеджера посадили под домашний арест, чтобы он не мог ездить по Украине и продавать товары своей фирмы. Много наших инвесторов сталкивались с рейдерским захватом, с криминальным преследованием из-за того, что государство не хотело, например, возвращать НДС, и было легче на кого-то подать в суд, чем вернуть НДС", – отмечает Михаил Даценко, представитель Американо-Украинского Делового Совета, объединяющего более 200 американских компаний, работающих в Украине.
По его словам, американским инвесторам крайне сложно работать в коррумпированной украинской правовой системе, поскольку законодательство США о противодействии зарубежной коррупционной практике обуславливает существенные штрафы за нарушение нормальных бизнес-практик при работе за рубежом – взяток, подкупа должностных лиц и т.д. В свою очередь, нечистые на руку компании не связаны подобными ограничениями и могут отсудить собственность у тех, кто не может дать взятки. "Предыдущий американский посол более 50% своего времени уделял как раз тому, чтобы своим присутствием в судах обеспечить ненарушение украинскими судьями, прокурорами и так далее тех правил, по которым они должны играть", – комментирует ситуацию Михаил Даценко.
Что касается украинских компаний, которые попадают под государственный пресс, то единственным выходом для них остается защита в международных судах. По словам Юлии Венгерович, "Украина проигрывает колоссальные суммы в вопросах невозможности предоставить справедливую судебную защиту".
Сегодняшние тенденции демонстрируют неспособность многих судов противостоять давлению, что позволяет использовать суды для передела собственности. "Оказалось гораздо сложнее избавиться от роли государства в судебной системе и от пресса государства над судебной системой, когда продавливались решения, которые нужны были государству", – подчеркнул советник-посланник Посольства Грузии в Украине Георгий Закарашвили, рассказывая о реформировании судебной системы в Грузии.
По его словам, именно реформа судебной системы способствовала созданию в Грузии благоприятного бизнес-климата, благодаря чему уже в прошлом году прямые иностранные инвестиции в страну составили 1,7 млрд долларов, что для 4-х миллионного населения достаточно успешная цифра.
"У нас на первом этапе реформ, которые продолжаются до сих пор, была искоренена коррупция в судебной системе, действительно, коррупции не было. Невозможно было принести деньги. Вторым этапом было, когда мы старались избавить судебную систему от нажима огромного государства и надеемся, что это нам достаточно хорошо удается", – отметил Георгий Закарашвили.
Эксперты понимают, что реформа судебной системы в Украине – дело не одного года. Наиболее эффективный способ сегодня защитить права инвесторов – это предать максимальной огласке спорные судебные процессы, считают они. Поэтому, наряду с инициативами правительства, как то создание международного коммерческого арбитража в Украине (проект пока еще в планах Министерства экономического развития и торговли Украины), уже действуют такие проекты, как "Открытый суд", участники которого проводят видеосъемку громких судебных процессов, анализируют информацию, привлекая ведущих специалистов в сфере гражданского, уголовного, административного права на предмет нарушения судьями закона, систематизируют информацию о нарушениях прав человека в каждом суде и предают ее огласке.
Пока это только первые попытки победить предвзятость судебной системы. Хотелось бы верить, что рано или поздно гласность в судебной практике Украины приобретет процессуальную ценность и станет одним из факторов, способствующих обеспечению доверия к судам.