Снятые со счетов деньги оседают под матрацами. Фото: postun.com
К 1 марта 2015 года объем срочных вкладов украинцев по банковской системе составил 407,4 млрд гривен, против 350,7 млрд гривен срочных вкладов на 1 января 2014 года, и 348,7 млрд гривен – на 1 мая 2014 года. Среди денег, которые выплачиваются Фондом гарантирования вкладов (ФГВФЛ) клиентам банков, признанных неплатежеспособными, обратно в банковскую систему по разным оценкам возвращается около 20%, пишет Forbes.
"Сбегающие" из банков украинцы выбирают несколько путей для вложения своих кровных. Первый из них – это покупка жилья. "Динамика с активным вложением средств из банков в рынок первичной жилой недвижимости наметилась в середине 2014 года. К весне 2015-го стало понятно, что переток части вкладов в первичный рынок квартир позволил этому направлению бизнеса нормально существовать", – рассказывает CEO компании "Визум-Капитал" Павел Татарчук. По его словам, сегодня эта тенденция сохраняется: люди забирают деньги из банков и вкладывают их в квартиры.
Второй путь – поддержка своего бизнеса и/или потребление. Миноритарный акционер Актив Банка Сергей Бродович рассказывает, что "ситуация в банковской системе сегодня такая, что последнее, что я сделаю – это понесу деньги в банк. Так как все бизнесы сейчас продуцируют в лучшем случае – ноль, в худшем – минус, то все деньги направляются на поддержку существующих бизнесов. У тех же, кто бизнес в Украине уже свернул, ликвидность переходит оффшоры".
Банковский эксперт Павел Пащенко считает, что основная часть изъятых из банковской системы вкладов оседает на руках у населения. "Люди просто хранят деньги "под подушкой", – говорит эксперт. Экс-заместитель председателя НБУ Александр Савченко также отмечает, что часть денег, утекающих из банковской системы, пересылается за границу, но основная масса бывших вкладчиков держит деньги дома – в ожидании лучших времен.
Следующее направление, в которое может перетекать денежная масса, обеспечивает интернет. В том числе, речь идет о таких инструментах, как электронные деньги и Bitcoin. В Украине активно процветает теневой банкинг. Профессор MIT Андрей Кириленко рассказывает, что такая же ситуация складывается и в развитых странах, таких как Соединенные Штаты. "В США определили, что bitcoin – это товар.
При этом, основной проблемой людей, которые занимаются криптовалютами, является намерение центральных банков регулировать подобные электронные валюты. Центральные банки периодически спасают финансовых посредников, увеличивая или уменьшая монетарную базу. Но с интернет-валютами такой контроль пока что невозможен", – говорит Кириленко. Он отмечает, что процентная ставка в США и европейских странах сегодня равна нулю – и из-за криптовалют такая ситуация может продолжаться довольно долго. А центробанки конкурируют за услуги, которые они предоставляют, с этими "частными" криптовалютами. "Клиент выбирает теневой банкинг, потому что финансовые посредники – банки – предоставляют очень дорогие услуги и собирают о клиентах множество информации, которая интересна банкам, но не клиентам, и так далее. Конкуренция дошла до того, что криптовалюты являются конкурентами не просто банкам, но центральным банкам", – рассказывает Андрей Кириленко.
Напомним, ранее НБУ отмечал, что виртуальная валюта Bitcoin не может использоваться в Украине как средство платежа.
По статистике Нацбанка, объем депозитов населения в феврале 2015 г. в национальной валюте уменьшился на 21,1% (в годовом измерении) – до 184,2 млрд. грн, в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) – на 40,9% – до $12,5 млрд.