Авторизация

Арт-удар. В Нью-Йорке проходит масштабная выставка украинских художников

Арт-удар. В Нью-Йорке проходит масштабная выставка украинских художников

Фото: Mystetska Zbirka Art Gallery Интерьеры одного из самых красивых зданий Нью-Йорка стали замечательным обрамлением выставки
29 картин восьми современных украинских художников в самом сердце Нью-Йорка – это не фантазия, а реальная выставка.
Проект New Perspectives, включающий работы Михаила Деяка, Анны Валиевой, Артёма Волокитина, Татьяны Малиновской, Николая Маценко, Степана Рябченко, Романа Минина и Олега Тистола, по праву можно назвать беспрецедентным: за все годы независимости ещё никогда украинские художники не были так массово представлены в столице современного мирового искусства, пишет Анна Давыдова в №50 журнала Корреспондент от 18 декабря 2015 года.
«Раньше отдельные художники участвовали в каких-то проектах, но впервые именно украинская галерея организовала там выставку, – рассказывает Максим Волошин, владелец киевской галереи Мистецька збірка. -- Хотя да, когда-то была выставка, которую организовывал Марат Гельман, но это было не в Институте, а в обычной галерее, меньше авторов, да и вообще это была скорее политика, чем арт, так как экспозиция состоялась сразу после Оранжевой революции».
О каком Институте речь? Об Украинском институте Америки, одном из влиятельнейших профильных культурных центров, расположившемся на так называемой Музейной миле или Миле миллионеров на Пятой Авеню – прямо напротив знаменитейшего Метрополитен-музея.
Дом, в котором размещается Институт, называется Fletcher-Sinclair Mansion и входит в топ-10 самых красивых особняков Нью-Йорка. В конце XIXвека его построили по заказу банкира и железнодорожного инвестора Исаака Флетчера.
В 1917-м Флетчер передал дом и свою коллекцию искусства стоимостью $ 2 млн Метрополитен-музею, а три года спустя, создав фонд им. Флетчера, руководство музея продало особняк нефтняному магнату Гари Синклеру.
Затем, в 1930-м, владельцем дома стал аристократ Август Стайвесант, а после его смерти в 1953 году удивительной красоты здание, построенное в духе французского Ренессанса с включениями готики, купил украинец Вильям Джус.  
Украинский Генри Форд
Владимир Джус, выходец из Галичины, эмигрировал в США в 1913-м – 18-летний парень без образования и с $ 25 в кармане. Подучив язык и «перекрестившись» в Вильяма, он устроился на завод по производству безопасных бритв, где неожиданно раскрыл в себе инженерные таланты: уже в 1918 году он подал свой первый патент относительно усовершенствования работы на токарном станке.
Вскоре Вильям перепрофилировался в автомеханики и получил патент на вентилятор для автомобильного радиатора – фактически, первый механизм воздушного охлаждения для машин. Во времена Великой депрессии дела у Джуса шли очень плохо, он закрыл свой гараж и пошёл обычным механиком на AmericanAirplaneandEngineCompany. Именно там он придумал принципиально новую гайку, которая не раскручивается под действием воздушных потоков: это было по-настоящему революционное изобретение для тогдашнего авиастроения.
Компания AmericanAirplane пыталась отобрать у Джуса его изобретение, но инженер-самоучка сумел отстоять свои права в суде и в 1932-м открыл собственную фирму Dzus по производству его авторских креплений для самолётов.
Джус стал миллионером, создал сотни рабочих мест (на которые, к слову, в первую очередь брал украинцев), а в 1948 году основал Украинский институт Америки, для которого в 1955-м приобрёл тот самый особняк Fletcher-Sinclair Mansion.
«Институт очень дорожит своей репутацией, поэтому организовать там что-то очень сложно. Много известных киевских арт-дилеров хотят сделать там проект, но пока это никому не удавалось», -- рассказывает Максим. «Мы вели переговоры два года, -- продолжает Юлия Волошина. – А непосредственно организация выставки заняла около шести месяцев».
По словам галеристов, выставка прошла с успехом: только на открытии было около трёх сотен людей, что совсем неплохой показатель. И среди гостей – очень большой процент американцев, не имеющих никакого отношения к украинской диаспоре. «Выставка была запланирована с 4 по 20 декабря, но в Институте хотят чуть-чуть обновить экспозицию – и продолжить её до февраля», -- говорит Юлия.
Супруги рассматривают этот проект как ещё один шаг к тому, чтобы позиционировать наше государство как культурную страну.
«Культура – один из ключевых факторов для того, чтобы страну знали и уважали в мире, -- считает Максим. --  США  сейчас – столица мирового искусства. Больше всего коллекционеров живёт в Нью-Йорке. И там, а не в Лондоне, ставится больше всего рекордов продаж. И в чём ещё один плюс Штатов: если ты делаешь что-то в любой стране Европы, то тебя всё равно воспринимают как эмигранта, а Америка – сама страна эмигрантов. К примеру, в МоМа [известнейшем музее современного искусства на Манхеттене] сейчас проходит персональная (!) выставка художника то ли из Ирана, то ли из Ирака. И проходит с большим успехом! То есть и для украинцев это вполне реально. Нужно только работать над этим -- просто так в МоМа не возьмут. Я говорил с известными дилерами, спрашивал, что они о нас думают, а те отвечают – мы вообще ничего о вас не думаем, потому что вас нигде нет: для начала просто начните выставляться  – мы даже не знаем, как оно выглядит это ваше украинское искусство».
Новые чемпионы
Галеристы уверены, что у наших художников есть коммерческий потенциал в США, и рассматривают выставку New Perspectives как успешный старт комплексного проекта по продвижению современного украинского искусства, рассчитанного на 5-10 лет. Но без меценатов не обойтись.
«Галерея, подобная нашей, если очень напряжётся, может сделать 1-2 таких проекта в год – это слишком затратно. Но если бы была меценатская поддержка, то могло бы быть 4-5 проектов в год, а это уже много, – объясняет Максим. -- К примеру, три в Америке, остальные – в Европе: в Берлине, Вене, Париже. И начался бы шум – ничего себе, украинское искусство и там, и там, и там! А почти все коллекционеры – они ведь «стаями» перемещаются: выставка в Майами – они все в Майами, выставка в Базеле – они все в Базеле, одни и те же лица. И если на пути своего следования они постоянно будут видеть украинское искусство, то поймут, что его кто-то продвигает, и что есть смысл обратить на него внимание».
«Нам нужна мода на поддержку культуры», -- согласна с супругом Юлия.
Обычно в Европе или США у подобных выставок, где много дорогостоящих перевозок, до полусотни меценатов.  Пускай каждый пожертвовал не такую уж большую сумму – пару-тройку сотен долларов, -- но его имя значится рядом с таким проектом, а это престижно. Увы, в Украине пока что меценатство трендом не стало.
«Нужен патриотизм нашего капитала, -- подчёркивает Максим. -- Почему бизнесмены едут и покупают Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса, но игнорируют украинских художников? Да, я понимаю, что это хорошее вложение денег. Но если при правильном подходе вы будете вкладывать в украинских художников, делая тем самым их известными и престижными, то это будет куда более правильное вложение. Потому что незачем вкладывать в футболистов, которые стали чемпионами мира 20 лет назад, -- нужно вкладывать в новых чемпионов. Пабло Пикассо или Энди Уорхол – это уже чемпионы: если ты инвестор, ты на них не заработаешь много денег. А молодые украинские художники, если приложить усилия к их популяризации, действительно могут стать новыми звёздами».
***
Этот материал опубликован в №50 журнала Корреспондент от 18 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка