Авторизация

Портрет перед Евровидением

Портрет перед Евровидением

Портрет перед Евровидением


То, что участие в международном песенном конкурсе принесет Джамале победу, создатели фильма, конечно же, не знали. Собственно, съемки ленты начались в феврале 2016-го, еще до завершения отбора украинского участника Евровидения, и длились до мая, захватив весь период подготовки к выступлению в Швеции — репетиции, концерты, обсуждения будущего номера, примерки костюмов и создание образов, поездки по стране, интервью. (Те интервью, которые Джамала дает журналистам, не имеющим отношения к фильму; непосредственно в камеру, отвечая на вопросы авторов, как это часто бывает в телевизионных документальных работах, никто из участников ленты не говорит).

Анна Акулевич, для которой "Jamala.UA" стала первым полнометражной документальной лентой (два года тому в кинотеатрах показывали ее игровой дебют — камерную семейную драматическую комедию "Это я"), в создании фильма принципиально идет неэкономным — но художественно более выигрышным — путем наблюдения. В итоге, из фрагментов реальности она собирает динамичное повествование, где важное место занимает музыка, создаваемая и творчески воссоздаваемая Джамалой (хотя ни одной песни полностью, от начала и до конца, в фильме, кажется, не звучит), а — по касательной — выявляет себя еще и Джамала несценическая, непубличная.

Портрет перед Евровидением

Впрочем, от фильма не стоит ждать особых откровений — Джамала "вне профессии" на экране существует лишь изредка, во фрагментах реплик и телефонных разговоров (один из них как раз и посвящен проведению черты между работой и необходимым отдыхом от нее, в который сторонним должно быть отказано в доступе). Отсутствует в ленте и прямое политическое высказывание — вернее, прямолинейное. О песне, с которой Джамала будет выступать на Евровидении, говорят именно в творческом контексте. Что нисколько не делает фильм аполитичным — трагедия крымскотатарского народа представлена тут в личном измерении, самой жизнью певицы, озвучена историей ее семьи.

Чего точно не стоит ждать от ленты — так это "закулисных" откровений большого Евровидения. В Швецию съемочная группа на конкурс не отправлялась, концентрируясь на внутренней украинской кухне подготовке к нему. В итоге, триумф Джамалы показан реакцией на него небольшой группы зрителей, собравшихся на закрытый просмотр трансляции состязания (непосредственно в момент финала, либо в другой день, что не так важно). Среди радующихся победе Джамалы можно видеть режиссера ленты Анну Акулевич и продюсера Олег Фиалко, а также других украинских кинематографистов — в частности подающих большие надежды Филиппа Сотниченко и Валерию Сочивец.

И это не первый раз, когда режиссер "Jamala.UA" попадает в кадр. Создавая фильм, ни авторы, ни герои, не скрывают того, что камера следит за ними повсюду. Собственно, в ленте даже есть сцены, которые объясняет особенности работы Анны Акулевич и ее операторской группы над фильмом, а также — особенности взаимоотношений, которые возникают между ними и героиней. Продюсер Джамалы по телефону просит ее подъехать на встречу с режиссером, и она приезжает, не смотря на то, что вынуждена тратить время для этого в пробках. Никакого иного смысла, кроме показа своеобразной осознанной зависимости Джамалы, возникшей в процессе работы над лентой, эта сцена не имеет.

Еще один эпизод, позволяющий точнее оценить картину, связан с природой монтажа и нашего восприятия смонтированных кадров, о которой тоже стоит помнить при просмотре ленты, являющейся документальным, но все же переосмыслением реальности. После интервью с Джамалой журналистка записывает на камеру вопросы, которые уже были заданы, делая несколько дублей. При этом Джамала сама сидит в другом углу помещения, занимаясь своими делами. Сцену отличает внимание к деталям, высвечивающим комедию нашего бытия (таким же вниманием был отмечен игровой дебют Анны Акулевич), и в то же время некоторая фрагментарность, характерная для картины в целом.

Портрет перед Евровидением
Авторы особо оговаривают, что Джамала не имела никакого влияния на финальный монтаж ленты. Вместе с тем, особый характер ее участия в съемках и определения тех ситуаций, в которых они могли ее снимать, налагает свой отпечаток на результат совместной работы. В итоге, у Анны Акулевич получается достаточно закрытый музыкальный фильм-портрет, состоящий из мозаики сцен, позволяющих приблизиться к героине и ощутить ее талант, реализующий себя в водовороте профессиональной жизни.

Сергей Васильев

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?