У костра. Авторская песня очень интимна. Важно, чтобы исполнитель и слушатель были на одной волне.
Летние фестивали, песни под гитару у костра — все эти атрибуты бардовской жизни не умерли до сих пор. Правда, сейчас для многих ночевка в палатке приравнивается к экстриму, бардовская песня путается с шансоном или попсой, а кто-то может исполнять песню, не зная, что она принадлежит Визбору или Галичу. "Сегодня" решила разобраться, в чем особенность авторских песен и что осталось от некогда массового и любимого нашими родителями движения — клубов бардовской песни. Для этого мы пообщались с президентом Ассоциации авторской песни Украины Вадимом Гефтером и его коллегами-бардами — Ксенией Колесниченко из Запорожья, Игорем Добровольским из Сум и полтавчанином Сергеем Зосимовым.
КТО ТАКИЕ БАРДЫ. "Глядя по телевизору на Высоцкого, Галича, барды казались мне огромными людьми, просто исполинами, — вспоминает Вадим Гефтер. — Гораздо позже, увидев бардов вживую, я был поражен! Это были обычные люди; они обычно говорили, одевались в обычную одежду. Единственное, что отличает бардов от других людей, — это гитара и сочиненные ими песни. Многие пытались придумать термин, который отличал бы авторскую, бардовскую песню от смежных жанров — шансона, попсы. Наиболее точно и коротко ее обозначил Окуджава: "Думающая песня для думающих людей". Самое важное для авторской песни — поэзия, которую не должна "убивать" музыка.
Термин "авторская песня" ввел Высоцкий, и он обозначил им ту композицию, которую автор придумал, создал и сам же подал зрителю. В отличие от нее шансон, к примеру, может исполнить любой певец с подходящим голосом. Попытки кому-то подражать и выдумывать уникальное музыкальное сопровождение в авторской песне не обязательны. Нужно быть собой и исполнять свое. Послушайте Галича, и вы поймете: чтобы донести свою мысль до зрителя, музыкальные изыски не обязательны. Есть такой русский автор Юз Алешковский — он исполнял свои произведения, аккомпанируя лишь шуршанием спичечного коробка! Бардовская песня не может собирать стадионы (Высоцкий — скорее исключение). Для бардовской песни важно, чтобы исполнитель и слушатель были на одной волне, а интонации певца зритель считал похожими на свои. В тысячной толпе это невозможно — авторская песня очень интимна".
УКРАИНСКИЕ КОРНИ. К бардовскому движению примкнуло немало украинцев — Александр Галич был родом из Днепропетровска, автор песни "Гренада" Виктор Берковский и участник дуэта "Иваси" Георгий Васильев родом из Запорожья. Более того, несколько лет подряд Руслана Турянская из Сум и Валерий Мащенко из Ровно были лауреатами знаменитого Грушинского песенного фестиваля, который почти 50 лет считается главным бардовским на постсоветском пространстве.
Эмоции. Борис Бурда — тот самый Мюнгхаузен фестиваля "32 мая".
АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ И ФРОНТОВИКИ
Выступал в жанре городского романса. Его можно назвать предшественником бардовской песни. Каждая песня Вертинского — это маленький спектакль, песенная миниатюра. На выступлениях автор делился переживаниями, давал зрителю неимоверный эмоциональный заряд и пищу для ума. К примеру, его песня "Юнкера", посвященная героям боя под Крутами, — крик души и повод задуматься. Продолжателями дела Вертинского стали поэты-фронтовики (Охрименко, Агранович, Анчаров), которые пели правдиво и просто о событиях Второй мировой.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ИСТОРИИ НА РАЗРЫВ
Сделал авторскую песню массовой и влюбил в себя миллионы. Его песни в первую очередь несли серьезный и страстный текст. Он рассказывал свои истории на разрыв, чем произвел в авторской песне настоящую революцию.