Когда год назад Сергей Пукас, устроивший смертельное ДТП на Вышгородской трассе под Киевом, еще только ждал приговора, его адвокаты уверяли, что он сотрудничает со следствием и, оставаясь на свободе, никуда не уедет. А сам Пукас не уставал повторять, что выплатит семье погибшего все компенсации. И Вышгородский районный суд, к удивлению родных погибшего, вынес более чем гуманный приговор. Сергей Пукас получил условный срок. Судья объяснила свое решение положительными характеристиками обвиняемого.
Но как только родные погибшего подали апелляцию, Сергей Пукас, еще недавно обещавший помогать потерпевшим и сотрудничать со следствием, вдруг исчез. Не появился ни на первом, ни на втором судебном заседании, игнорировал все повестки и звонки. А когда его все-таки задержали и принудительно доставили в суд, мажор заявил, что лечился в психиатрической клинике.
О резонансном ДТП на Вышгородской трассе «ФАКТЫ» писали в августе прошлого года, сразу после случившегося. Очевидцы аварии выложили в Интернет записи с видеорегистраторов, на которых четко видно, как все произошло. Скорость вылетевшей на встречную полосу «Тойоты», за рулем которой находился Сергей Пукас, была около двухсот километров в час. Обогнав ехавшие по узкой трассе автомобили, Пукас даже не подумал вернуться в свой ряд — продолжал лететь по «встречке» и в результате врезался в «Жигули». От «семерки», вылетевшей в кювет, осталась груда металлолома. Ее водитель — 53-летний сотрудник МЧС — погиб на месте.
Не прошло и минуты, как на место трагедии на огромной скорости подъехало еще три автомобиля — «Мерседес», «Порш Кайен» и «Ягуар». В машинах пьяных парней, устроивших гонки на трассе, обнаружили целый арсенал, а также удостоверение помощника прокурора.
Дружки-мажоры даже не подошли к разбитой «семерке». Они пытались попасть в салон «Тойоты», дверцы которой после аварии оказались заблокированы. Молодчики начали бить стекла автомобиля и ломом вскрывать багажник. Заметив, что их снимают, пришли в ярость: «Что вы здесь делаете, с… ки?! А ну пошли вон отсюда! Вы хоть знаете, кто мы такие?!» Вскрыв багажник «Тойоты», молодчики стали поспешно доставать оттуда оружие и пачки документов. А с самой машины сняли номера.
— Когда мы опросили очевидцев, многое прояснилось, — говорит друг семьи погибшего Владимир Голуб. — Как позже признались дружки виновника аварии, незадолго до ДТП они гуляли в ресторане. Изрядно выпив, решили погонять на трассе. Место долго искать не стали — то, что дорога на Вышгород очень узкая, их не смутило.
— В какой-то момент я увидела, что на трассе очень много пыли, — рассказывала Людмила, когда корреспондент «ФАКТОВ» приходила к ней в больницу. — «Посмотри, Ваня, — окликнула мужа. — Так пыльно, как будто здесь были гонки». Не успел муж ответить, как нам навстречу вылетела иномарка. Все произошло за доли секунды. Ваня вроде бы повернул немного вправо, но иномарка тоже повернула именно в эту сторону. «Не успеем!» — сказал муж, и… все содрогнулось. Нашу машину подбросило в воздух, и мы как будто полетели в пропасть. Меня засыпало осколками разбитого стекла. В следующую секунду наша машина рухнула. Откуда-то пошел дым, я почувствовала запах гари. Перед глазами было разбитое лобовое стекло и куски металла. Через несколько минут услышала голоса. Поняв, что к нашей машине подошли люди, начала просить их о помощи. Помню, мне сказали, что с дочкой все в порядке. Говорили вроде бы, что и Ваня жив. А я хоть и сидела рядом, но видела только его ноги. Повернуться и рассмотреть получше не могла — меня зажало обломками машины. Я звала мужа, надеялась, что он отзовется… Но он не отвечал.
Жена и падчерица Ивана Пинчука сильно пострадали в ДТП. Людмила получила ушибы и тяжелый перелом руки, а у Виктории был поломан таз. Кроме того, ей удалили селезенку.
— Мы с активистами общественной организации «Левый берег» тем временем решили лично сопроводить Пукаса в больницу и проконтролировать, как у него берут кровь на исследование, — продолжает Владимир Голуб. — Дружкам, которые привезли его в больницу, это не понравилось. Они были пьяными и не сдерживали эмоций: «Что вы здесь забыли, идиоты? Тысяча баксов — и мы все здесь купили!» Сотрудникам милиции они говорили, что водитель «Тойоты» не пьян. Но даже медработница, которая ехала с ним в лифте, не выдержала: «Это ж надо, какой у него перегар!»
По настоянию активистов сотрудники милиции все же осмотрели иномарки, участвовавшие в гонках на трассе. И в «Мерседесе», и в «Ягуаре» они нашли много интересного.
— Например, автомат и пистолет, — рассказывает Владимир Голуб. — Владельцы дорогих машин утверждали, что разрешение на пистолет у них есть, но подтвердить это не смогли. Еще там обнаружили удостоверение помощника прокурора. В одной из иномарок находилось и принадлежавшее водителю «Тойоты» удостоверение члена общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». Еще нашли 61 копию паспортов людей из разных регионов Украины.
Владелец «Ягуара» кричал, что он адвокат и будет представлять интересы водителя «Тойоты». Сам же при этом еле держался на ногах… Позже выяснилось, что у одного из мажоров мама работает судьей, а мать второго — депутат местного совета. Видимо, отсюда и дорогие машины, и ощущение полной безнаказанности. Кем работал Пукас, тогда еще никто не знал. Уже на суде выяснилось, что он юрист одной из киевских строительных компаний.
Тем временем «ФАКТЫ» выяснили, что Сергей Пукас уже не раз привлекался к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Так, еще в августе 2010 года он был оштрафован за превышение допустимой скорости в два раза. В октябре 2012 года заплатил штраф за вождение в пьяном виде. А в ноябре 2012-го он, как следует из решения суда, превысив скорость, допустил столкновение со «Шкодой». Тогда, к счастью, никто не погиб. Водитель же «Тойоты», как всегда, отделался штрафом.
Наши коллеги с телеканала «Громадське ТБ», получившие доступ к мобильному телефону, который был изъят у виновника аварии, нашли фотографии сразу нескольких удостоверений с фотографией и данными водителя «Тойоты». Судя по этим удостоверениям, Сергей Пукас был и членом «Комитета по борьбе с коррупцией», и помощником народного депутата, и… прокурором Генеральной прокуратуры Украины. Все удостоверения оказались фальшивыми. А еще в мобильном телефоне мужчины обнаружили фотографии, на которых были засняты лежащие в салоне автомобиля пачки долларов. Сам Пукас назвал эти снимки «просто красивыми картинками», а о себе сказал: «Не надо делать из меня мажора. Я обычный простой парень. С семи лет мыл машины, чтобы чего-то добиться. Те удостоверения — это просто фотографии».
Затем у Сергея Пукаса появилась новая версия событий. Теперь он заявлял, что выехал на встречную полосу, потому что торопился к больному дяде — должен был срочно привезти ему лекарство. Эту же версию Пукас и один из его адвокатов (тот самый молодчик, который гонял на «Ягуаре») озвучили в суде. Кроме того, Пукас сказал, что во время аварии сильно травмировал ногу и принес справку о второй группе инвалидности.
— И он добился своего — получил условный срок, — говорит сын погибшего Максим Пинчук. — Вскоре после автокатастрофы ко мне приходили родители Пукаса. Извинились и сказали, что хотят помочь нашей семье материально. Я сказал, что, даже если они нам помогут, их сын все равно должен понести уголовную ответственность за то, что совершил. Больше они ко мне не приходили. Мягкий приговор Пукасу меня шокировал. Об этой автокатастрофе в свое время говорила едва ли не вся страна. И вдруг после всего этого главный виновник трагедии уходит от ответственности!
— Пукас оставался на свободе?
— Конечно. И на апелляционный суд не явился. Из-за того что он не приходил, заседания не раз переносили. Адвокат приносил справки о том, что его подзащитный якобы находится в больнице. В результате прокурор подал ходатайство о задержании Пукаса, которое было поддержано судом. Ведь в больницах не подтвердили подлинность справок, которые приносил адвокат Пукаса.
Представитель прокуратуры говорила, что его ищут — дескать, соответствующие письма разосланы в Государственную фискальную службу, ГАИ, Миграционную службу. Хотя на самом деле Пукас ни от кого не скрывался, ездил за рулем своего автомобиля. Его видели на свадьбе в поселке Дымер, где он был свидетелем.
В конце концов Сергея Пукаса все-таки задержали.
— Когда его закрыли в СИЗО, он начал говорить, что давно стоит на учете у психиатра, — продолжает Максим Пинчук. — Оказалось, за это время он уже успел полежать в психиатрической больнице имени Павлова и еще в одной частной клинике. Недавно в материалах дела я нашел заключение, которое ему дали врачи больницы имени Павлова. Они прямо написали: симулирует психическое заболевание. Дескать, в присутствии врачей изображает из себя угнетенного, а когда медики выходят из палаты, резко становится бодрым и веселым. Еще там написали, что на вопрос о том, кто должен отвечать за его поступок, Пукас отвечает: «Мои родители все «порешали». Получив такое заключение в этой клинике, Пукас обратился в другую больницу. Там ему написали какой-то диагноз, связанный с травмой головы. В результате суд назначил судебно-психиатрическую экспертизу. Эта экспертиза показала, что Сергей Пукас абсолютно вменяем и полностью отдает отчет своим действиям.
— Как Пукас вел себя в суде? Он извинился?
— Сначала его поведение было наглым и вызывающим. Например, он не уставал обвинять меня в том, что якобы я «купил всех журналистов». Мол, если бы это было не так, они вообще не стали бы освещать это дело. При судьях строил из себя умирающего, опирался на палочку. А как только судьи удалялись в совещательную комнату, тут же откладывал палочку в сторону и смеялся вместе со своим адвокатом. Ситуация изменилась после того, как его арестовали. Посидев в СИЗО, он стал вести себя тише и скромнее. Хотя в последнем слове все равно высказал все, что думает о родных погибшего. Заявил, что все, что происходит в суде, я устроил… ради своего пиара. Еще сказал, что я испортил ему всю жизнь. А деньги, которые он давал на лечение жены и падчерицы моего папы, мы якобы тратили на продажных журналистов. Адвокат Пукаса жестами пытался заставить его замолчать, но бесполезно. Я же из всего этого понял главное: он ни о чем не сожалеет.
— Пукас выплатил вам компенсацию?
— Пока нет. Суд обязал его выплатить мне, папиной жене и падчерице 280 тысяч гривен. То есть чуть больше 90 тысяч гривен каждому. Пока что он этого не сделал. Родители Пукаса только на первых этапах дали немного денег папиной падчерице. Она, кстати, в результате аварии осталась инвалидом. До сих пор не может нормально ходить. А у папиной жены так и не восстановилась травмированная рука. Что уже говорить о том, что все мы потеряли родного человека.
— Пукас признал вину?
— Частично. Он не мог отрицать, что выехал на встречную полосу, ведь автокатастрофу засняли видеорегистраторы. Но у него появилось много версий. За одно судебное заседание Пукас озвучил три. Сначала сказал, что пил вино. Затем сам это опроверг: дескать, за рулем ехал трезвый, а выпил уже после аварии, чтобы снять стресс. А потом и вовсе заявил, что пил лекарства, которые содержали алкоголь. Дружки, которые в тот день вместе с ним гоняли по трассе, в суд не явились. Присутствовал только водитель «Ягуара» — он, как и обещал, стал адвокатом Пукаса.
— А вопрос найденных у мажоров фальшивых удостоверений и оружия рассматривался?
— На суде нет. В этом должны были разобраться сотрудники МВД. Сразу после аварии говорили, что разрешения на найденный у молодчиков пистолет нет. Но потом разрешение якобы нашлось. И этот вопрос больше никто не рассматривал. (Как выяснилось, найденное у «гонщиков» оружие принадлежало другим людям, которых позже оштрафовали за нарушение правил хранения оружия. — Авт.)
На днях Апелляционный суд Киевской области приговорил Сергея Пукаса к шести годам лишения свободы. На этот раз виновник аварии получил реальный срок.
— Мы добились справедливости, — говорит Максим Пинчук. — Сейчас меня многие спрашивают: мол, ты рад? Радости я не испытываю. Каким бы ни был приговор, отца мне никто не вернет. Но то, что преступник не остался безнаказанным, очень важно. А Пукас — преступник, потому что сел за руль, будучи пьяным, и убил человека. Остановит ли пример Пукаса других пьяных водителей, не знаю. Но мне хочется в это верить.