Прощай, тюрьма! Об этом дне не все говорят, но думает каждый осужденный...
С начала нынешнего года в Украине помиловано 50 человек. Много ли это? Смотря с чем сравнивать.
Например, в 2000-м согласно президентским указам свободу обрел 1351 осужденный — это самый высокий показатель за годы независимости. А вот в 2014-м таких счастливчиков оказалось лишь двое. И вовсе не потому, что сами осужденные перестали обращаться с просьбой помиловать их.
Первый и единственный в прошлом году указ о помиловании двоих падших был издан в феврале еще Виктором Януковичем. Затем наступила долгая пауза. Длилась она вплоть до весны нынешнего года, когда Петр Порошенко не только обновил состав Комиссии по вопросам помилования при президенте, преобразовав профильное управление в департамент, и назначив его руководителем правозащитника Александра Букалова, но также утвердил новое Положение о порядке осуществления помилования.
— На сегодняшний день прошло три заседания комиссии и готовится четвертое, — говорит заместитель ее председателя, руководитель департамента Александр Букалов. — По каждому ходатайству учитываются степень тяжести преступления, срок отбытого наказания, поведение осужденного в местах лишения свободы, семейные обстоятельства, мнение администрации учреждения, представителей общественности о целесообразности помилования, ряд других нюансов. Затем материалы поступают в комиссию. И уже на основании рассмотрения ею готовятся предложения президенту о применении им акта помилования в виде указа.
В этом году летом были помилованы 30 человек, в том числе 14 женщин, один осужденный мужчина моложе 20 лет, 11 лиц старше 60, в том числе трое — более 75 лет. Практически все помилованные до первой судимости к уголовной ответственности не привлекались. От отбывания наказания освобождены семеро, срок наказания остальным сокращен.
Поступили в комиссию несколько ходатайств о помиловании и приговоренных к высшей мере наказания — пожизненному заключению и отбывших 20 лет. Однако их просьбы отклонены.
Еще 20 человек из 179 были помилованы октябрьским указом президента – 13 мужчин и 7 женщин. Пятеро освобождены от дальнейшего отбывания наказания, другим уменьшены сроки. Пятерым свыше 55 лет, самому старшему — 74.
Отказано было неоднократно судимым, совершившим убийства, разбои, прочие тяжкие и особо тяжкие умышленные преступления, а также тем, кто отбыл непродолжительный срок наказания.
— Департамент считает очень важными ряд законодательных инициатив в сфере помилования, в том числе направленных на применение условно-досрочного освобождения для пожизненно заключенных, — говорит Букалов. — Например, повышение верхнего предела наказания от 15 до 25 лет позволит судьям выносить пожизненные приговоры только в исключительных случаях. Эта мера даст осужденным веру в то, что на них не поставлен крест, будет способствовать позитивным изменениям в местах лишения свободы. Отрадно, что на прошлой неделе соответствующие изменения в законодательство уже приняты Верховной Радой. Будем выступать за совершенствование всей системы помилования и рассчитываем на дискуссию в обществе, чтобы эта система стала более гуманной, милосердной, демократичной.
ПОЧТА: "Им нужна моя мужская сила"
В почте Департамента по вопросам помилования полно самых разных обращений. Орфография сохранена.
"...Считаю нецелесообразным меня содержать в Учреждении по ограничению свободы в связи с тем, что я проидаю попусту государственные деньги, — пишет 31-летний осужденный М. — Я стал на путь исправления".
Мать и бабушка 35-летнего Ю. — пенсионерки, выехали из Крыма в другой регион. "Они нуждаются в моей помощи, — взывает заявитель, приговоренный к 14 годам. — А нанесенная ей (кому именно, не уточняет. — Авт.) морально психологическая травма того, что уже как прежде ее не смогут окутывать волны Черного моря, и она не скоро сможет прогуливаться по лазурным южным берегам Крыма, заставляет мое сердце содрогаться".
Из 7 с половиной лет за разбой осужденный В. отбыл больше половины. "Я осознал всю свою вину и ошибку которую совершил в своей жизни, — пишет он. — В данной ситуации это не оправдание но и нельзя бросить в заключение в то время, когда моим родным нужна помощь и поддержка. Тем более они находятся на територии АТО им как никогда нужна моя мужская сила... Прошу вас повлиять своими полномочиями и дать возможность больше не находицца в данном учреждении..."
Осужденный А., 1979 года рождения: "Прошу учесть, что я молодой человек, имею только две судимости, и то, что стал на путь исправления". На самом деле у него четыре судимости...
Из характеристики: "За период отбывания наказания в колонии характеризовался хорошо". И тут же: "Допустил 8 (!) нарушений режима, по факту которых был привлечен к дисциплинарной ответственности".
ПЕРСОНАЛЬНО: кто в комиссии
Председатель Комиссии по вопросам помилования при президенте — заместитель главы АП Андрей Таранов. Замы — глава Департамента по вопросам помилования Александр Букалов и председатель Луганского общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев. Секретарь — замруководителя департамента Иван Пуховец. Члены комиссии — ветеран правоохранительных органов Владимир Ажиппо, народный депутат Мария Ионова, заместитель генпрокурора Виталий Касько, омбудсмен Валерия Лутковская, первый замминистра юстиции Наталья Севостьянова, правозащитники Екатерина Левченко и Андрей Сухоруков.
ПРАВОЗАЩИТНИК: "Работают вяло"
— Согласно пункту 27 статьи 106 Конституции Украины, помилование осуществляет президент. Это его право, а не обязанность. Глава государства может миловать, а может и отказать, — говорит правозащитник Андрей Диденко. — Считаю, эта норма досталась в наследство от империи, когда царь-батюшка мог повелеть казнить либо пощадить. Со временем в этот институт были привнесены элементы демократии. Решение принимается уже не единолично государем, а по рекомендации соответствующей комиссии при АП. Только институт этот работает вяло. С начала года помиловали лишь полсотни осужденных. Как правило, это престарелые, больные, ранее не судимые люди, совершившие преступления средней тяжести либо тяжкие — по неосторожности.
По данным на 1 ноября, в местах лишения свободы находилось 53 тысячи осужденных, приговор в отношении которых вступил в законную силу. Формально они вправе обратиться к президенту с ходатайством о помиловании. Но у кого есть шанс? Только у тех, кто имеет наибольшее количество поощрений и положительную характеристику от администрации, часто купленные за деньги...
В нашей стране санкции за те или иные преступления явно не пропорциональны тяжести содеянного.
Около 10 процентов осужденных отбывают наказания по весьма сомнительным приговорам. А институт помилования для них как таковой не работает. При том, что суровость кары и длительные сроки существенно не влияют ни на криминогенную ситуацию, ни на жестокость и количество совершенных преступлений. Подтверждение — опыт Швеции, Дании, других стран, где отказались от пожизненного срока.
ПРЕЦЕДЕНТ: вины не признал, но все равно помилован
Одним из помилованных октябрьским указом стал человек очень непростой судьбы Константин Ходаковский. За решеткой он провел без малого 11 лет. Испытал все лишения жизни в неволе, в том числе пытки и издевательства персонала колоний. И не только не сломался, а сумел добиться справедливости в Европейском суде по правам человека, отсудив 25 тысяч евро компенсации за причиненный ему тюремной системой моральный ущерб. Уникальность и беспрецедентность истории Ходаковского в том, что, вопреки пребыванию в заключении, он принимал активное участие в волонтерской работе, помогая сначала активистам Майдана, а затем и армии за счет средств, полученных по решению Евросуда и собранных в виде добровольных пожертвований на личном сайте в соцсетях. На эти деньги закупались каски, бронежилеты, тепловизоры, которые жена и другие волонтеры доставляли в зону АТО. Помимо прочих, это обстоятельство сыграло решающую роль в помиловании Константина.
— Изучая материалы по Ходаковскому, мы обратили внимание на многие факты биографии, — рассказывает Букалов. — У него далеко не безупречное прошлое. Еще в подростковом возрасте совершал мелкие кражи. Одним из эпизодов в суде был назван факт, когда он будто бы украл рулетку стоимостью, если не ошибаюсь, 6 гривен 50 копеек. Сейчас уже трудно сказать, брал ли он ее и причастен ли к краже вообще. Возможно, просто на него списали и осудили. Но был и другой эпизод, связанный с убийством, к которому он имел отношение, за что и получил большой срок, с чем не согласился... В 2007 году в колонии, где он тогда отбывал наказание, произошло массовое избиение осужденных — над ними жестоко издевались, и Константин вместе с другими не стал молчать, направил жалобы на действия администрации. Хода им не дали, а жалобщиков стали прессовать. Ходаковскому объявили в общей сложности 89 взысканий! Бывало, получал их каждую неделю! Не выполнил команду "Подъем!" — взыскание. Снова не выполнил — 10 суток дисциплинарного изолятора. Что-то нарушил — три месяца ПКТ (помещение камерного типа, по-простому — карцер. — Авт.) Ну о какой адекватности наказания речь? Еще и добавили срок, оформив нарушения в преступление...
Пребывая в местах лишения свободы, Константин нашел свою половинку, женился. Подрастают двое детей, пяти и двух лет. Жена часто приезжала в колонию, не оставляла наедине со своими мыслями, всячески поддерживала...
Букалов признается, что вынесенные департаментом на рассмотрение комиссии по помилованию материалы относительно Ходаковского не содержали рекомендации — миловать или нет. И прошло решение почти единогласно, лишь при одном воздержавшемся.
— На заседание комиссии пригласили представителя волонтерской организации, чтобы получить максимально объективную информацию о работе Ходаковского на этом участке, — продолжает глава департамента. — Это единственный в моей практике случай, когда пришлось прибегнуть к такому дополнительному аргументу, и он сыграл в пользу кандидата на помилование. Президентом ему дан шанс.
Одним словом, все получилось так, как желали многочисленные Костины друзья. И хотя Ходаковский признал вину лишь по одному эпизоду, его фамилия оказалась среди других помилованных.
Одним из первых рассказал о Косте волонтер Роман Синицын. Поначалу даже не догадывался, что тот отбывает срок за колючей проволокой — думал, такой же "полевой" волонтер. А узнав, написал в соцсетях — предельно жестко и честно. О следственном и судебном произволе. О Костиных уголовных статьях за убийство и бандитизм — вместо кражи. О многочисленных апелляциях и кассационных жалобах. Часть которых сняли, добавив новые. О выигранном в Европейском суде иске, который обязал государство Украина выплатить ему 25 тысяч евро — "за сафари с тюремным спецназом, где Костя и такие, как он, подвергся избиению вертухаев с резиновыми дубинками и газом". О том, что Костю "при температуре минус 10 обливали водой". О карцере, где "ни сидеть, ни лежать, а только стоять". О семи годах за то, что отказывался сотрудничать с тюремной администрацией. Что не признавал вину. А взысканные в качестве компенсации евро тратил на самые необходимые для активистов Майдана и бойцов АТО вещи.
— Ничего особенного я не сделал, — рассказал нам Роман. — Для меня это было не трудно. Пиарил петицию о помиловании Кости, писал о нем несколько недель до заседания комиссии по помилованию, пару раз давал комментарии, ходил на какие-то эфиры. Свою роль в этой истории сыграли позиция общественности, широкая поддержка волонтеров (за него вступились практически все крупные организации), волонтерский десант в Минобороны и некоторые депутаты.
Сегодня Ходаковский уже на свободе. Недавно назначен внештатным советником Первомайского городского головы Николаевской области по вопросам АТО на общественных началах. Мы связались с Константином во время очередной поездки на Восток.
— Самым сложным было не столько собрать необходимые бумаги, сколько дождаться заседания комиссии по помилованию, — говорит он. — За несколько месяцев накопилось множество ходатайств, и каждое нужно было изучить, вникнуть в суть. В конце концов очередь дошла и до меня. Да, я признал вину только по эпизоду с кражей. По остальным, которые вменялись, нет. Если честно, то сомневался, что по прошествии стольких лет удастся добиться помилования. Деньги, которые Украину обязал выплатить Евросуд, получил полностью. Можно было оставить их себе, потратить на какие-то другие цели. Но я решил иначе и помогал сначала активистам Майдана, а потом 25-й бригаде в зоне АТО. В общем, не такая уж это и большая сумма. И сейчас продолжаю ребятам помогать. Они в этом нуждаются. Тем же, кто мечтает о помиловании, желаю одного — верить! Есть веские основания претендовать на помилование — бороться, идти до победы. Там ведь не одни убийцы сидят...
Уже на свободе. Недавний узник Ходаковский не бросил волонтерство.
5 ВОПРОСОВ: об указах, взятках, давлении и прочем
1. Почему указы о помиловании на сайте президента безымянные, без упоминания фамилий?
По мнению Александра Букалова, личная информация об осужденных является конфиденциальной и подлежит разглашению только с их согласия.
2. Могут ли помиловать осужденных, не признающих свою вину?
В исключительных случаях (пример — история Ходаковского) и только после тщательного изучения всех обстоятельств дела, включая приговоры суда.
3. Приурочивают ли помилование к праздникам и памятным датам?
"Такой привязки не существует, — отвечает Букалов. — Любые совпадения случайны. Один указ может совпасть с Днем юриста, другой — с Днем прав человека. На какие-то даты не ориентируемся".
4. Насколько обоснованы слухи о том, что ходатайства о помиловании являются предметом купли-продажи, когда у родственников либо осужденного выбиваются деньги для передачи тем, кто рассматривает прошения?
"Нам взяток не предлагали, — заверяют в Департаменте по вопросам помилования. — Да и что даст взятка, если все решает комиссия из независимых людей? Кому такие факты известны — просим сообщать".
5. Правда ли, что на членов комиссии и департамента пытаются воздействовать влиятельные политики и чиновники, добиваясь помилования определенных осужденных?
"С подобными попытками сталкиваться не приходилось, — утверждает Букалов. — Правда, иногда ходатаи не имеют никакого представления, что совершил тот, о ком хлопочут. Порой и осужденные прибегают к подтасовке в надежде на авось. Один предприимчивый гражданин написал из колонии свыше 350 писем депутатам, и более полусотни из них обратились к нам с просьбой рассмотреть вопрос о его помиловании".
На зоне. Здесь сравнительно сносно кормят, но почти все надеются быстрее покинуть "казенный дом".