Свято-Иверский монастырь. Фото: doneck-news.com
До войны Донецк украшался новым храмом чуть ли не каждый месяц. Сейчас церкви пытаются существовать в условиях войны.
Например, Донецк уже лишился красивейшего Свято-Иверского храма у аэропорта, который почти полностью разрушен обстрелами. Из региона пришлось уехать многим духовным служителям – боевики обвинили их в "проукраинскости" и пригрозили смертью.
Свято-Иверский монастырь. Фото: reporter.dn.ua
В зоне военного конфликта уже обычным стало присутствие военных в храмах. Все чаще на святынях можно увидеть предупреждающую табличку – "С оружием не входить!".
"Православные – мирные люди, и конфликтов не возникает. В любом случае храм открыт для всех кающихся", – рассказал Сегодня.ua донецкий протоиерей Георгий Гуляев.
По словам священника, в области от обстрелов пострадали больше 70 храмов, девять вообще непригодны для богослужений – сгорели, расстреляны или находятся в зоне постоянных обстрелов.
Священнослужители придерживаются твердого убеждения, что война не благословляется церковью и не имеет ничего общего с истинной верой. "Любая война – это дело неправославное, и говорить о какой-то "священной войне" нельзя. Православные священники не благословляют эту войну, не призывают к чьей-либо победе, а молятся об установлении мира", - отметил протоиерей Георгий Гуляев.
При этом представители всех вероисповеданий Донбасса участвовали в военном конфликте в качестве миссионеров по спасению пленных и заложников, сейчас священники, кроме своего основного служения, занимаются волонтерством.
Фото: Соцсети
Трудно пришлось всем религиям. Иудеи в большинстве своем покинули Донецк еще прошлым летом. Впрочем, в донецкой синагоге до сих пор проводятся богослужения, а наиболее нуждающимся еврейская община помогает либо продуктами, либо небольшим количеством денег.
Представители ислама говорят о том, что вынуждены были выехать из-за угроз. "Имамы, руководители мусульманских общин, кому было опасно – уже покинули оккупированную территорию и выехали в другие регионы. Были люди, которым было опасно находиться в "ДНР", поскольку они открыто осуждали сепаратизм, призывали к единству с Украиной и после этого вынуждены были уехать, – рассказал "Сегодня" муфтий Духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов. – Группы вооруженных людей приходили в мечети, проводили определенные беседы со священнослужителями. Ни к чему не принуждали, но задавали определенные вопросы – о лояльности к "ДНР", например".
Один из протестантских пасторов Донецка Сергей Косяк отметил, что служители его церкви, оставшиеся в Донецке, сейчас живут "как на пороховой бочке". "Увы, люди в наших церквях поделились по политическим убеждениям: есть те, кто поддерживает "ДНР", а есть и те, у кого проукраинские взгляды. И старшие служители сейчас находятся в том состоянии, что не знают, когда начнется очередная волна гонений, – рассказал Сегодня.ua Косяк. – А начнется она тогда, когда все церкви начнут получать регистрацию в "ДНР". Без регистрации запретят вести служения, собираться вместе – все как в СССР".
Настоятель римо-католического храма парафии Святого Иосифа, ксендз Николай Пилецкий, покинувший Донецк, отказался говорить о положении католиков в шахтерской столице в период обострения военных действий. Однако ранее он отмечал, что в храме, который также находится на опасном расстоянии от аэропорта, до сих пор идут службы, даже при том что нет священника. "Люди молятся о прекращении войны", – сказал тогда отец Николай.