Так написал на своей страничке в «Фейсбуке» чеченский доброволец, ветеран АТО Адам Осмаев. Через два дня автомобиль, в котором он ехал со своей женой Аминой Окуевой, расстреляли диверсанты. Адам был ранен, Амина погибла на месте
В понедельник 30 октября, в Глевахе Киевской области неизвестные расстреляли машину, в которой ехали двое добровольцев, воевавших за независимость Украины и Чечни Амина Окуева и Адам Осмаев. Это произошло около 20.00 на железнодорожном переезде. По словам народного депутата и члена коллегии МВД Антона Геращенко, диверсантов было двое: один ждал на повороте с Одесской трассы и подавал сигнал второму, который прятался в кустах с оружием в руках. 36-летний Адам Осмаев был ранен в ногу. Он в больнице, его жизни ничего не угрожает, тем более что пострадавший находится под круглосуточной охраной. 34-летняя Амина Окуева получила ранение в голову и погибла на месте. Хотя полиция до сих пор не сообщила, из какого оружия велся обстрел, боец АТО Ротан Крымский, опубликовавший на своей странице в соцсети фотографию изрешеченного автомобиля чеченских добровольцев, утверждает, что преступник открыл огонь из автомата Калашникова. «Стрельба велась справа. Амина взяла на себя шесть пуль из АК», — написал Крымский.
На месте происшествия продолжают работать эксперты и оперативная группа. Начальник столичной полиции Сергей Князев комментариев журналистам не дает, просит лишь, чтобы ему «не мешали работать». Для поимки диверсантов в Киеве и Киевской области был объявлен оперативный план «Сирена». Тем временем Антон Геращенко озвучил версии следствия по поводу причин заказного убийства (именно так сейчас квалифицируется нападение): первая — действие российских спецслужб с целью дестабилизировать общественно-политическую ситуацию и создать атмосферу террора и ужаса, вторая — месть Кадырова, считавшего Амину и Адама предателями и своими личными врагами.
Погибшая Амина Окуева была общественным активистом, военнослужащей, участницей Евромайдана и добровольцем, воевавшим в зоне АТО в составе батальонов «Киев-2» и «Золотые ворота». Она также являлась пресс-секретарем батальона имени Джохара Дудаева, который после героической гибели комбата Исы Мунаева возглавил ее муж Адам. Ее называли «чеченской Жанной д’Арк».
Амина родилась в Одессе, вместе с семьей жила в Москве и в Грозном. В Украину вернулась во время Второй чеченской войны, окончила Одесский университет по специальности «хирургия». С первых дней Революции достоинства была на Майдане в составе восьмой афганской сотни. Во время кровавых февральских дней спасала раненых активистов Майдана.
36-летний Адам Осмаев родился в Чечне. Его родной дядя был председателем Верховного Совета Чечни. В 2007 году Адам проходил свидетелем по делу о покушении на Рамзана Кадырова, а в 2012-м был задержан в Одессе вместе с гражданином Казахстана Ильей Пьянзиным за якобы готовящееся покушение на тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина. Пьянзина впоследствии выдали российской стороне, Осмаева по решению Апелляционного суда Одесской области тоже должны были выдать, однако Европейский суд по правам человека порекомендовал Украине не делать этого. В итоге экстрадиция чеченца была отменена. 18 ноября 2014 года Приморский суд Одессы снял с Осмаева обвинение в покушении на Путина. Он был освобожден в зале суда. Буквально через три дня и он, и Амина отправились добровольцами на Донбасс.
— У нас было желание изменить страну, — рассказывала Амина Окуева в интервью «ФАКТАМ». — Рисковать жизнью за правое дело для правоверного мусульманина является джихадом. Борьба с сепаратистами и террористами, с врагами Украины на востоке страны — это мой личный джихад. Долгое время мне приходилось воевать сразу на двух фронтах — за свободу и независимость Украины, а также за справедливый приговор моему мужу Адаму Осмаеву. С Адамом мы познакомились в Одессе, куда он приехал, спасаясь от преследования российских властей. Именно на этой почве мы и сошлись. Я оставила своего 13-летнего сына одесским родственникам и вступила в батальон «Киев-2». Поскольку медицинское образование у меня гражданское, то стала не врачом, а фельдшером. Но это не сужает круг моих профессиональных обязанностей. Участвую в бою наравне со всеми. В связи с этим российские блогеры называют меня «чеченской террористкой». Практически каждый день через «Фейсбук» и «Твиттер» я получаю угрозы от живущих в России чеченцев, которые преданы своему лидеру Рамзану Кадырову. Но меня это не пугает.
В интервью изданию «Апостроф» Амина рассказывала:
— У нас постоянно появляется информация о том, что и со стороны российских спецслужб, и со стороны кадыровских формирований есть заказы на покушение на наши жизни. Поэтому мы, конечно, всегда настороже, не расслабляемся, стараемся друг друга прикрывать. Всегда вооружены. Но при этом страха как такового нет. Верим, что каждому человеку предначертаны его судьба и срок ухода. Может быть, он не проживет и года, ему на голову кирпич упадет. А бывает, человек всю жизнь на фронте, в горячих точках и доживает до старости, умирает в своей постели. В исламе есть такое выражение: «Привяжи верблюда, а затем уповай на Аллаха». Это говорит о том, что нужно принимать какие-то меры предосторожности. И мы их принимаем. Но при этом не боимся, ведь страх — это именно того, чего хотят добиться наши враги.
Первое покушение на супругов произошло 1 июня этого года в Киеве. Убийца, представившийся французским журналистом и имевший украинский паспорт на имя Александра Дакара 1958 года рождения, договорился взять у Адама интервью. Сев в его автомобиль в Подольском районе Киева, он выхватил из коробки пистолет «Глок» и выстрелил Осмаеву в грудь. В ответ Амина сделала несколько выстрелов в киллера из своего наградного пистолета Макарова. Тяжело раненого Адама госпитализировали. Его неудавшегося убийцу задержали. «Журналистом Александром Дакаром» оказался чеченский киллер из Санкт-Петербурга Артур Денисултанов-Курмакаев по прозвищу Динго, личный охранник Рамзана Кадырова.
— Я общалась с Аминой за три часа до ее гибели, — рассказала журналистка интернет-издания «Цензор.НЕТ» Ирина Ромалийская. — Среди прочего она говорила также о покушении на них с Адамом в июне этого года. Они с мужем были уверены, что организатором был Рамзан Кадыров, однако не по собственной инициативе, а по согласованию с Кремлем. После того случая супруги соблюдали особую осторожность. Не брали трубку, когда им звонили с неизвестных номеров, на встречу с журналистами соглашались только с охраной, в тихом, укромном месте. Однако, к сожалению, даже такие меры предосторожности не помогли.
— Амина не могла прожить без Адама ни минуты, — рассказал главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов. — Она спасла ему жизнь трижды: когда вытягивала в Одессе от выдачи России. Затем — когда ранила киллера, который стрелял в Адама в упор. И она спасла его сейчас.
— Амина была человеком большой души, настоящим патриотом, — рассказал «ФАКТАМ» близкий друг погибшей, бывший заместитель командира батальона спецназначения «Святая Мария» Алексей Кошевец. — А еще — очень сильной, стальной женщиной. Мы вместе служили в полку «Киев», но не так давно Амина решила перейти из милицейского подразделения в Вооруженные Силы Украины, чтобы быть ближе к зоне активных боевых действий, защищать страну, которую любила. Она всегда поддерживала боевой дух побратимов, все время ездила в зону АТО, подбадривала ребят. После первого покушения на них с Адамом мы много говорили на эту тему. Амина рассказывала тогда, что, идя на ту встречу с лжежурналистом, явно чувствовала подвох, тревогу. Но не могла поверить в то, что это может оказаться засадой. У нее вообще была очень обостренная «чуйка». Неделю назад, когда случилась беда с Игорем Мосийчуком (Амина Окуева была его внештатной помощницей. — Авт.), мы тоже общались. И Амина, и Адам были уверены, что это дело рук тех же террористов, которые совершали покушение на них. Тех самых, которые взорвали машину и убили Тимура Махаури. Видимо, эти диверсанты сейчас убили ее саму. Вчера мы с Игорем Мосийчуком и еще несколькими друзьями до ночи смотрели видео с места событий, читали материалы, анализировали. И пришли к однозначному выводу, что орудовала не заезжая группа, а те, кто были здесь, на месте. Даже если это и не украинские граждане.
— Мы с Аминой не раз говорили, что люди, близкие к врагу Украины Кадырову, который посылал своих людей на Донбасс, спокойно разъезжают по Киеву. Теперь у нас из-за этого горькая жатва, — заявил народный депутат Украины Игорь Мосийчук.
В причастности к убийству Амины российских спецслужб уверены также секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов и муж Амины Окуевой Адам Осмаев. Адам утверждает, что однозначно видит в произошедшем российский след и уверен: предыдущее и нынешнее покушения на них с женой — это звенья одной цепи.
— Адам находится в больнице, чувствует себя нормально, — продолжает Алексей Кошевиц. — Я больше беспокоюсь не за его физическое здоровье, а за душевное состояние. Ведь потерять любимого человека гораздо страшнее, чем получить любые травмы и ранения.
— Наше авто начали обстреливать сразу за переездом, — сказал Адам Осмаев журналистке, шеф-редактору LB.ua Соне Кошкиной. — Я, сколько мог, проехал, однако нападавшие попали в двигатель, поэтому автомобиль остановился. Пытался оказать Амине первую помощь, но ей в голову попали… Было поздно.
По факту происшествия Национальная полиция открыла уголовное производство по статье «Умышленное убийство». Как сообщил глава ведомства Сергей Князев, возможно, дело будет переквалифицировано в теракт.
Убийство Амины Окуевой прокомментировала сайту Gordon.ua эксперт-криминалист Анна Маляр:
«Приезжающие в Украину убийцы либо привозят оружие с собой, либо покупают его уже здесь. Государство должно контролировать этот процесс. Убийство Окуевой — страшный диагноз происходящему в Украине. Наши враги свободно и спокойно себя тут чувствуют. Ситуация вышла из-под контроля правоохранителей. Россия использует разные методы борьбы с нашей страной. В частности, сюда засылается большое количество российского криминалитета, в том числе представителей чеченского народа, которые дружат с Путиным. Они разрушают Украину, совершая в том числе обычные преступления, которые никак не связаны с политикой. И возникает вопрос: почему им никто не противостоит?»
По какому-то мистическому совпадению за два дня до убийства Амины Адам Осмаев опубликовал на своей страничке в «Фейсбуке» жизнерадостную фотографию, где они вместе с женой и товарищем едут в машине, и написал: «Ми готові до зустрічі з черговим кілером! Салам, Україна! Тримай себе в позитиві і будь впевнена, що все буде добре».
Юрий Бутусов написал в соцсети:
— Амина говорила мне спокойно и без пафоса: «У меня не будет детей, я не буду заниматься домашними делами. Свою жизнь посвятила борьбе за свободу Украины и Ичкерии. Я сделала свой выбор и не боюсь смерти, это в руках Аллаха. Боюсь только одного: что не успею сделать все, что в моих силах».
Муфтий Всеукраинского духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов призвал присвоить Амине Окуевой посмертно звание Героя Украины.