В ходе спецоперации были освобождены 87 человек (в том числе — иностранцев), по заказу родственников похищенных и насильно удерживаемых в нескольких населенных пунктах Днепропетровской и Киевской областей. Операция завершилась серией обысков в подпольных реабилитационных центрах силами сотрудников полиции и прокуратуры. Об этом сообщили «ФАКТАМ» в Департаменте коммуникаций Нацполиции.
Освобожденные рассказывают, что их избивали и заставляли работать и молиться, чтобы избавиться от различных зависимостей. В то же время более сотни зависимых освобождаться отказались. Спецоперация, в которой принимало участие более ста правоохранителей, стала результатом заявления одного из «клиентов», сбежавшего из такого центра.
Мужчина обратился в полицию в апреле. По его словам, в октябре прошлого года его похитили неизвестные и насильно удерживали в одном из поселков возле Днепра, заставляя бесплатно работать на строительстве. Было открыто уголовное производство по факту торговли людьми, и во время следствия правоохранители вышли на группу жителей области, создавших благотворительную организацию по помощи зависимым от наркотиков, алкоголя, игромании и других болезней.
В девяти населенных пунктах Днепропетровщины и в селе близ Киева были организованы реабилитационные центры (обычно — простые дома в селах, территорию вокруг которых огораживали и охраняли, а двери были всегда запертыми). Адреса центров были известны только организаторам. Благодаря рекламе в интернете и по «сарафанному радио» к организаторам приходили родственники зависимых. За посильную плату «реабилитологи» похищали пациентов и увозили, обещая излечить от зависимости.
Как рассказала «ФАКТАМ» спикер Днепропетровской полиции Анна Старчевская, в области обнаружили девять «подразделений» реабилитационного центра, действовавшего под вывеской духовной благотворительной организации. В настоящее время документация этой организации изъята и тщательно изучается.
Подразделения по одному базировались в селах и поселках в специально обустроенных домах, где по 6−10 человек в комнате жили пациенты. Спали люди на двухъярусных нарах-кроватях, питанием и элементарными гигиеническими услугами их обеспечивали. Обычно плата за содержание составляла 2500 гривен в месяц. Большей частью эти деньги вносили родители зависимых. В других случаях средства добывали сами пациенты.
В каждом доме был один или несколько «смотрящих», «наставников». Периодически они менялись. Первое время после помещения на реабилитацию пациентам запрещалось выходить во двор, у них отбирали телефоны и паспорта. Основное место в распорядке их дня занимали молитвы, чтение Библии и прослушивание проповедей. Когда же наставник решал, что человек морально выздоровел, того отпускали работать. Чаще всего — на строительстве, но могли выполнять и другие работы.
Кроме 87 человек, написавших заявления о незаконном лишении свободы (их уже отправили по домам), больше сотни пациентов этих центров оказались не против применяемых там методов лечения и остались в заведениях. В настоящее время оставшиеся опрашиваются как свидетели. Часть из них ранее судимы, многие — жители Луганской и Донецкой областей (в том числе — временно оккупированных территорий). Они считают, что такие методы оправдывают себя.
- Я одиннадцать лет употреблял наркотики, несколько раз судим за кражи и грабежи, — рассказал один из пациентов. — О центре узнал еще когда сидел. И после освобождения пришел сюда добровольно. Теперь сам наркотиками не пользуюсь и помогаю другим избавиться от зависимости.
В то же время многим такие методы не нравятся.
- Меня вытащили из моей квартиры, избили, привезли неизвестно куда, — заявил другой пациент. — Я с двумя товарищами попытались уйти, но дошли только ворот. Нас поймали, избили ногами и заставили пять суток стоять без сна. До сих пор ребра болят.
Как отмечают правоохранители, в центры попадали и ВИЧ-инфицированные, и больные туберкулезом. Первым делом там подавляли волю пациента, после чего, если здоровье больных позволяло, выводили их на принудительные работы. В случае неповиновения — охранники применяли силу. Денег за труд пациенты не получали — их работу заказчики напрямую оплачивали руководителям центров.
Начальник Департамента борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми Артем Крищенко заявил, что эти центры функционировали без каких-либо лицензий и с несоблюдением надлежащих условий содержания людей. По его мнению, на проблему существования таких центров должны обратить внимание органы исполнительной власти и местного самоуправления. Тем временем решается вопрос объявления подозрения ряду лиц в похищении людей, незаконном лишении свободы и торговли людьми. Им грозит до 12 лет лишения свободы.
Подобные центры в последнее время широко распространены — и не только в Украине. Обычно они создаются бывшими наркоманами и алкоголиками, избавившимися от вредных привычек и обратившимися к Богу. Действуют полулегально — методы работы не афишируются, однако в центры часто приглашают известных людей, чтобы те помогали в рекламе. И поскольку многие клиенты действительно излечиваются — люди таким центрам помогают.
Правоохранителей же не устраивает, что такие организации кроме официальных расчётов часто ведут «черную кассу». А также — применение насилия и лишения свободы пациентов.
О том, как он попал в подобный центр, «ФАКТАМ» рассказал наркоман, освобожденный правоохранителями в результате одной из подобных операций.
- За свои 30 с небольшим лет я отсидел трижды. Колюсь с пятнадцати лет. На зоне, правда, с этим было тяжело — иначе бы уже загнулся. После последней отсидки родители некоторое время терпели, увещевали, пытались выгнать. А потом как-то вечером на улице ко мне подошло трое ребят, дали по голове, надели наручники и, запихнув в багажник, куда-то пару часов везли.
На месте побрили налысо, дали помыться. Позже мне рассказали, что за доставку меня сюда родители заплатили сто долларов и должны были выплачивать по полтысячи долларов каждый месяц, пока я тут.
Когда ломка прошла, заставили работать по хозяйству — территория была большая, свои свиньи-коровы, курятники-огороды. Тех, кто уже привык, втянулся, отправляли работать к местным фермерам. Вот тут я и узнал, зачем налысо бреют — если кто-то убежит, его легко заметить. Местным за каждого пойманного беглеца наши «реабилитологи» выдавали по сто долларов. Мне же после побега сломали несколько ребер и выбили пару зубов. А через пару недель к нам явились менты. Не знаю, что было бы, если бы не они, что было бы раньше — забили бы меня насмерть, или заставили таки слезть с иглы. Сейчас я опять на метадоне.
Напомним, ранее сотрудники прокуратуры Полтавской области прикрыли реабилитационный центр для людей, страдающих наркоманией, действовавший в областном центре.