В Киевгорадминистрации заявили, что дом в Голосеевском районе столицы, в котором произошел взрыв и погибли два человека, будет снесен. Пострадавших жильцов пока разместили в общежитии
В субботу, 8 июля, в пятиэтажном доме возле гостиницы «Мир» в Голосеевском районе столицы произошел взрыв. Обвалилось перекрытие между этажами, часть дома рухнула. Погибли два человека, несколько десятков остались без крыши над головой. Шестерых пострадавших госпитализировали. Предварительная причина взрыва, озвученная начальником пресс-центра киевского главка ГСЧС Светланой Водолагой, — возгорание опасного вещества. В полиции открыли уголовное производство по статье «Нарушение норм пожарной безопасности». Но что именно стало причиной ЧП, до сих пор не известно.
Вчера жителей рухнувшего дома впервые пустили на место ЧП, чтобы они могли забрать свои вещи. Сразу после взрыва люди не успели взять даже самое необходимое — вместе с сотрудниками ГСЧС и полицейскими они пытались спасти оказавшихся под завалами соседей. Взрыв произошел в одной из квартир на третьем этаже. Человек, находившийся в этой квартире (по информации жильцов, он арендовал квартиру) погиб. Не удалось спасти и его соседку снизу — 44-летнюю Оксану Гурову. В момент взрыва женщина вышла на балкон полить цветы.
*У погибшей Оксаны Гуровой остались двое детей, которых она воспитывала одна. Фото из семейного альбома
По словам очевидцев, взрыв был настолько мощный, что даже в соседних домах, расположенных в ста метрах, вылетели стекла.
— Рвануло так, что все содрогнулось, — рассказывает жительница соседнего дома Людмила. — Столб пыли стоял до 16 этажа. Я выскочила на балкон, но тут же забежала обратно в квартиру. На улице нечем было дышать. Возгорания не было, помню только оглушительный взрыв и черный дым. Потом из рухнувшего дома один за другим стали выбегать люди. Творилось что-то невообразимое…
На балконе киевлянки Елены, живущей рядом с взорвавшимся домом, вылетели стекла. На место происшествия она прибежала буквально через несколько минут после трагедии.
— Я проходила мимо этого дома незадолго до взрыва, — говорит «ФАКТАМ» Елена. — Конечно, я на него внимательно не смотрела, но заметила, что окна были открыты во многих квартирах, так что газу вроде бы и негде было накапливаться. Уже у себя в квартире услышала глухой взрыв. Когда прибежала к дому, услышала, как мальчик лет 14—16 зовет маму. Он был весь в пыли и кричал, что там его мама. Она вышла на балкон второго этажа. Полиция и другие службы, кстати, приехали достаточно быстро — в течение пяти—десяти минут. Половина собравшихся кричала, что нужно разбирать завалы, а другая — что не нужно, мол, там оборванные провода. Но мы потихоньку начали их разбирать. Погиб инвалид, которого придавило потолком, и та женщина, вышедшая на балкон.
Ночью, когда мы носили ребятам из МЧС бутерброды и чай, видели крутившихся возле дома наркоманов. Там, по соседству, находилась «точка». К часу ночи полиция поставила вокруг развалин забор. Уже днем они по документам пропускали к дому жильцов, чтобы те забрали вещи.
— Когда дочка оказалась под завалами, мы все еще надеялись, что ее можно спасти, — говорит «ФАКТАМ» мама погибшей Оксаны Гуровой Зинаида Петровна. — Оксанка была дома со своими детьми: 17-летним Тарасом и 13-летним Илюшей. Внуки были в своей комнате, а Оксана вышла на балкон. Балкон рухнул, и дочка вместе с ним… Я тоже живу в этой квартире, но в тот день была на даче. Мне позвонил перепуганный Тарас: «Бабушка, у нас дом взорвался! И мама… пропала». Как только прогремел взрыв, дети бросились искать маму и увидели, что балкона нет, на его месте — пропасть. Комнату, в которой жил мой сын, полностью завалило — на нее упала квартира с третьего этажа. К счастью, хотя бы в этой комнате никого не было. Потом Тарас позвонил еще раз: «Кажется, маму нашли! Сказали, что ее сейчас достанут». Я уже обрадовалась. И тут опять звонок: «Маму… повезли в морг». Травмы, которые получила Оксана, врачи назвали несовместимыми с жизнью.
В ту субботу Оксана только вернулась с моря. Из отпуска приехала счастливая, отдохнувшая. Когда мы последний раз созвонились, дочка сказала, что как только я приеду в Киев, мы вместе пойдем за покупками. Я соскучилась, мне очень хотелось ее увидеть. И почему она в момент взрыва вышла на балкон? Если бы она была в квартире, возможно, осталась бы жива… Оксана в разводе, воспитывала детей сама. Младшему Илье мы сначала не сказали, что мама погибла. Но он ей постоянно звонил, и вчера пришлось все рассказать…
— Где вы сейчас находитесь?
— Илюша в «Охматдете», а мы с Тарасом ночевали у дочкиной подруги. Спасибо ей, что согласилась нас приютить. Что будет дальше, не представляю. В один миг мы потеряли Оксанку, крышу над головой и все, что у нас было. Теперь нам некуда идти.
44-летняя Оксана Гурова работала воспитательницей в детском саду № 41.
— Вчера она должна была выйти на работу после отпуска, — рассказывает «ФАКТАМ» коллега погибшей Антонина. — Дети в садике ее обожали. У Оксаны была непростая жизнь, но она всегда была приветливой, для всех находила доброе слово. Дети говорили: «Оксана Андреевна — золотая воспитательница. Наша любимая». В доме, где случился взрыв, живет родственница моего знакомого. Он позвонил мне и попросил набрать номер Оксаны: дескать, ее не могут найти. Оксанин телефон был отключен. А вечером, когда Оксанку уже отвезли в морг, мне пришла от нее sms-ка: «Я снова на связи! Перезвоните». Наверное, кто-то нашел телефон…
О втором погибшем пока мало что известно. Некоторые СМИ назвали его сыном столичного архитектора, но эта информация не подтвердилась. Погибшему мужчине было 37 лет. Соседи характеризуют его как замкнутого и нелюдимого человека. По словам жильцов, он странно одевался (даже в жару не снимал пальто), выбрасывал из окон мебель, а еще из его квартиры часто доносился странный запах. Среди соседей ходили слухи, что он устроил в квартире нарколабораторию.
— По словам соседей, человек, проживавший в квартире, где случился взрыв, вел себя неадекватно, — рассказал «ФАКТАМ» советник Киевской городской организации ветеранов АТО Андрей Дащенко, возглавляющий «Муніципальну варту» Голосеевского района, который сейчас выясняет обстоятельства случившегося. — Стучал по трубам и на просьбы соседей вести себя тише не реагировал. К нему даже приезжала полиция. Установлено, что взрыв произошел внутри квартиры. Но газом, по словам очевидцев, не пахло. В квартире, где случился взрыв, газовый счетчик и трубы целые. Зато люди чувствовали запах пороха.
В «Киевгазе» заверили, что системы газоснабжения взорвавшегося дома находились в исправном состоянии.
«В феврале 2017 года по данному адресу было проведено полное техническое обслуживание с отключением газа и испытанием газопроводов на плотность и герметичность, — официально сообщили в пресс-службе „Киевгаза“. — По результатам технического обследования система газоснабжения в доме находилась в исправном состоянии, регламентные работы были проведены в полном объеме. Мы продолжаем делать все, что в наших силах, чтобы как можно быстрее устранить последствия ЧП».
— С давлением на газорегуляторных пунктах в тот день все было в порядке — не было никаких колебаний, — рассказал источник «ФАКТОВ» в «Киевгазе». — Оборудование в этой квартире в хорошем состоянии, поэтому версия о самовольной замене оборудования не подтверждается. В большей части квартир в доме есть газовые сигнализаторы, но они не дали сигнала. Первичный осмотр показал, что трубы в порядке.
В то же время многие жители рухнувшего дома говорят, что ЧП было на руку компании-застройщику, которая в непосредственной близости от места происшествия строит 25-этажный дом. В доме должно быть 230 квартир, 30 процентов из которых предназначены для сотрудников метрополитена, стоящих в очереди на жилье.
— Взрыв мог произойти по причине строительства, которое идет рядом, — пишет в «Фейсбуке» местная жительница Ирина Алексеенко. — Дом находится на склоне. Фундамент у этого дома ленточный, его не укрепили перед тем, как рядом копать котлован. Соответственно, дом из-за котлована стал ползти. По этой причине могла лопнуть газовая труба.
Но это только одна из версий. Есть еще одна — что в квартире на третьем этаже взорвалась граната. Ответы на эти вопросы может дать только соответствующая экспертиза. Тем временем вчера Киевгорадминистрация выступила за снос пострадавшего дома.
— Восстановление дома не является целесообразным, дом не подлежит восстановлению, ему более 70 лет, — заявил на брифинге первый заместитель главы Киевгорадминистрации Геннадий Плис. — Сейчас 24 человека из зарегистрированных в доме 77 жильцов отселены во временное жилье.
Для большинства из них этим временным жильем стало общежитие на улице Оболонской. Другие остановились у знакомых. Пока в больнице остаются двое пострадавших. Среди них 14-летний подросток с переломом позвоночника. Вчера состоялось первое заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, которая должна решить вопрос о предоставлении квартир и денежных компенсаций пострадавшим.
Для тех, кто может помочь семье погибшей Оксаны Гуровой, сообщаем номер банковской карточки ее подруги Оксаны Нейчевой — 4149 4978 4920 7644.