В Черниговской области произошло стихийное бедствие. Сильнейший ураган, шквальный ветер, ливень и град размером с голубиное яйцо в считаные часы уничтожили урожай на огородах и пшеницу в поле, повалили деревья и побили стекла в машинах. Тем, кого непогода застигла на улице, тоже не поздоровилось: ветер вырывал у людей из рук вещи, а град оставлял на теле синяки. Но больше всех пострадали четверо детей, живущих в поселке Березное Менского района. В тот день они как раз пошли купаться на ставок и, возвращаясь домой, попали в эпицентр урагана. Самую младшую девочку, восьмилетнюю Катю Герасименко, смерч подхватил в воздух, а потом швырнул на землю.
— Утром того дня Катя отправилась в гости к своей тетке Наташе — сестре моего мужа, — рассказывает «ФАКТАМ» мама пострадавшей девочки Инна Герасименко. — Накануне она говорила, что хотела бы пойти искупаться. Обычно дети купаются в карьере — искусственном водоеме, который выкопали работники кирпичного завода, добывая глину для производства. Карьер небольшой, находится недалеко от нашего дома, мы всегда считали его безопасным. Хотя, конечно, одну Катю туда не пускаем — она еще маленькая. Только в компании старших друзей или 17-летнего брата Валентина. Погостив у тети, Катя села на велосипед и поехала к карьеру. Вместе с ней были девятилетний Даня и двенадцатилетняя Настя.
— Была хорошая погода, очень тепло, — говорит Настя Гальцюк. — Мы успели поплавать и купались бы еще, если бы не увидели на небе огромную черную тучу. Издали раздавались раскаты грома. Решили быстренько возвращаться домой. Сели на велосипеды и поехали. Я везла Даню, поскольку своего велосипеда у него не было. К тому моменту к нам подъехал и старший Катин брат Валик — он тоже хотел искупаться. Но добраться домой не успели. Начался страшный дождь и поднялся такой сильный ветер, что мы с Даней несколько раз падали с велосипеда. Вставали, опять садились и ехали. А по нам лупили дождь и град… До дома было еще далеко, поэтому мы свернули к кирпичному заводу, хотели переждать бурю там. Но и до него не могли доехать — ветер валил с ног, а град сыпался такой, что мы жутко испугались. Валик с Катей первыми бросили велики и побежали к кустам, где можно было спрятаться под густыми ветками. Мы с Даней — за ними.
— Под кустами была небольшая ямка, — говорит Валентин Герасименко. — Мне показалось, что это неплохое укрытие. Но по дороге случилось ужасное. Ураган швырнул Катю на землю, а когда она пыталась встать, шквал ветра поднял ее примерно на метр над землей. Испугавшись, что ее унесет, я поймал сестру за одежду. Катя упала на землю без сознания. Взяв ее на руки, я спрятался под кустом, в ложбине. Настя с Даней прибежали следом. Катя очнулась, пришла в себя. Мы все легли, укрылись полотенцами. Думали, сможем переждать непогоду. Но становилось еще опаснее — буря усиливалась с каждой минутой. Стало ясно, что нужно бежать к заводу.
— С заводской крыши ветер срывал целые листы шифера, — продолжает Настя. — Возле дверей уже стояли работники — они нас увидели и махали руками, чтобы мы скорее бежали. Один схватил меня на руки, и только тогда я заметила, что у меня колено рассечено и все в крови. Не знаю, когда поранилась. Может, падая с велосипеда. Или градом побило. Нас всех завернули в одеяла, пледы. И вызвали «скорую». А мой дядя, который работает на этом заводе, позвонил к нам домой. Свои телефоны мы отключили, как только начался дождь.
— Я тысячу раз говорила дочке, что включенные мобильники во время грозы смертельно опасны, — рассказывает «ФАКТАМ» Настина мама Оксана Чудовская. — И дочка, умница, это запомнила. Но знали бы вы, как страшно, когда ребенок уходит купаться и вдруг пропадает связь с ним. А на дворе смерч, настоящее светопреставление! В тот день я ездила в областной центр по делам. Вернулась только после обеда. У меня с самого утра было нехорошее предчувствие. Даже хотела взять Настеньку с собой в Чернигов, но она еще спала, и я не стала ее будить.
Уже когда возвращалась домой, позвонил муж. Он сильно нервничал, сказал, что в поселке страшная буря, а дочки нет дома и у нее отключен телефон. Представляете, в каком состоянии я приехала? Слава Богу, все обошлось. Все четверо детей живы, хотя они — особенно маленькая Катя — перенесли сильнейший стресс. До сих пор, только услышав об урагане, девочка начинает плакать. Нашей Насте в больнице наложили на ногу четыре шва, и первые две ночи дочка практически не спала. Но это все пустяки по сравнению с тем, что могло случиться.
— В этой критической ситуации дети поступили правильно, — прокомментировал произошедшее журналистам ТСН первый заместитель командира Киевской службы спасения Владимир Александров. — Отключили телефоны и спрятались в яме. Если в бурю и шквальный ветер вы оказались на открытой местности, не вздумайте прятаться под одинокими деревьями — их может свалить прямо на вас. Ищите самую нижнюю точку (кювет, яму, впадину), ложитесь на дно, закрыв лицо, и ждите, когда прекратится буря. Если, не дай Бог, вас подняло в воздух, постарайтесь при возможности сгруппироваться — тогда падение на землю будет менее травмирующим.
Тем временем в селе Локнистое Менского района пострадали пастухи, тоже оказавшиеся на поле во время урагана. От ударов града на их теле остались огромные синяки и гематомы. В самом Чернигове ветер был такой силы, что не только вырывал с корнем деревья, но даже погнул дорожные знаки и светофоры.