Досрочно оказавшись на свободе благодаря «закону Савченко», харьковский аферист снова вернулся к своему преступному промыслу. На днях он, работая по старой схеме, попытался выселить из жилья 52-летнюю женщину и 80-летнюю пенсионерку
— Так получилось, что в тот день я случайно зашла домой в обеденное время, — рассказывает 52-летняя Ирина Пичугина. — Обычно я возвращаюсь около восьми вечера. Теперь понимаю: если бы не оказалась тогда в квартире, то вряд ли смогла бы в нее еще попасть. Помню, как поднимаясь в лифте, услышала звук работающего перфоратора. Но даже мысли не возникло, что это вскрывают мою дверь.
Историю Ирины, харьковчанки в шестом поколении, и ее борьбы за родительскую квартиру «ФАКТЫ» впервые рассказали читателям в январе 2015 года. А весь этот кошмар начался в жизни женщины семь лет назад.
— Тогда у меня имелся собственный бизнес — аптека и ортопедический салон, мы хотели расширяться, требовались деньги, — рассказывает «ФАКТАМ» Ирина Пичугина. — Но в 2010 году получить в банке кредит было сложно. О моей проблеме узнала приятельница, к которой я и раньше обращалась за помощью. Приятельница, назовем ее Татьяной, познакомила меня с бизнесменом Артемом Приходько (имя изменено. — Авт.). По телефону я договорилась с ним о встрече (кстати, ни разу не была у Артема в офисе — обычно мы разговаривали или в машине, или на улице). Он сказал, что готов предоставить мне на два года 250 тысяч гривен под три с половиной процента. Каждый месяц я должна была отдавать определенную сумму плюс процент. Но было поставлено одно условие: оформить заем через договор купли-продажи квартиры. Сделать это меня уговорила Татьяна. Она сказала, что Артем — человек надежный, никаких проблем с ним не возникнет. С Татьяной у меня уже были три удачные сделки по бизнесу, поэтому и в очередной раз я доверилась ей. Как потом оказалось, моя приятельница была в доле с Артемом Приходько.
Через месяц после подписания договора, который мы заключили в августе 2011 года, я отдала Приходько первые деньги в счет долга. Передала их Артему прямо на улице без каких-либо расписок и бумаг. Когда поинтересовалась, почему он не выписывает никаких платежных документов, услышала: «Я ничего подписывать не буду. Это ваши риски». Тогда я даже представить себе не могла, во что ввязалась.
А через два месяца Артем пропал. Долг возвращать было некому. Я поехала по адресу его прописки, но дверь мне никто не открыл. Телефон Приходько также не отвечал.
Примерно в это же время женщина узнала, что ее кредитор сидит в СИЗО. И решила, что отдаст весь долг, как только Артем освободится. О том, что ее деньги бизнесмена уже не интересуют, Ирина даже не догадывалась. Первый раз посторонние люди вторглись к ней в квартиру осенью 2014-го. Представившись сотрудниками исполнительной службы, вынесли из жилья вещи, мебель, одежду. В тот раз сохранить крышу над головой женщине удалось благодаря активистам общественной организации «Східний корпус». Они приехали на место конфликта, потребовали от исполнителей показать решение суда и документы. И визитеры тут же ретировались. И вот, спустя почти три года, к ней снова нагрянули нежданные гости.
— Поднявшись в лифте на этаж, я увидела возле своей двери целую банду, — продолжает Ирина. — Один человек вскрывал с помощью перфоратора мою дверь, еще несколько толпились рядом. Спрашиваю: «Кто вы такие, что происходит?» — «Я из отдела исполнительной службы», — ответил мне один из мужчин. Но когда я попросила у него документ, сказал, что удостоверений им не выдают. И тут я узнала среди присутствующих Артема Приходько. Мне все стало понятно…
Эти люди стали оттеснять меня в сторону. Чтобы они окончательно не разломали двери, я согласилась впустить их в квартиру. Визитеры сразу же закрыли меня в комнате и начали устанавливать охранную сигнализацию. Я смогла по телефону связаться с сыном. Он подъехал вместе с полицией, журналистами и активистами «Східного корпусу». Буквально в это же время прибыла вневедомственная охрана — якобы по вызову. Хотя сигнализация еще не была подключена.
Вы понимаете, что было бы, если бы я случайно не вернулась домой? Эти бандиты вскрыли бы дверь, установили сигнализацию, новые замки — и все, моя квартира оказалась бы недоступной. Как это уже случилось с другими харьковчанами, которые полностью выплатили долги Приходько, но он все равно выбросил их из жилья. Самое страшное — от подобных негодяев никто не защищен. В прокуратуре один из следователей так мне и сказал: дело бесперспективное, если поступит команда сверху, тогда приму ваше заявление.
Пока, очевидно, поступила команда сверху не трогать Приходько. Вы можете себе представить простого человека, которому удалось бы обмануть сотни людей и при этом не ответить перед законом? Да его бы уже через три дня упекли за решетку, и надолго. А Артем и его «команда» — мать-юрист, младший брат и все их окружение — чувствуют себя безнаказанно. Он отсидел половину срока, по «закону Савченко» вышел и… открыл квартирное агентство. Снова по Харькову пестрят объявления: дам деньги под маленький процент, дешевые квартиры для аренды и покупки. Он не скрывается, ничего не боится. Приходько удается переоформлять на подставные фирмы даже арестованное (!) жилье. При этом имущество самого мошенника по приговору суда от 2014 года до сих пор почему-то еще не конфисковано.
Квартирный аферист Артем Приходько начал свою «деятельность» еще в начале 2000-х годов. Кризис 2008-го открыл для него невиданные возможности. В то время банки давали кредиты физическим лицам довольно неохотно, часто только под большие проценты. Приходько решил воспользоваться этой проблемой. Зная о том, что многим людям нужны наличные средства, он стал сам выдавать деньги всем желающим — под маленький процент. Доверчивые заемщики почти не задумываясь подписывали с кредитором «какие-то формальные бумаги». Именно так потом пытались объяснить суду свои действия многие пострадавшие.
— Доказать мошеннические действия в таких случаях достаточно сложно, — объясняет пресс-секретарь Харьковской областной прокуратуры Вита Дубовик. — Да, жертвами стали сотни семей. Пострадавшие жалуются, что кредитор их обманул. Когда следователь начинает разбираться, выясняется, что потерпевший действительно брал взаймы и собственноручно подписывал договор купли-продажи или мены. Мы спрашиваем: «А зачем вы подписывали такой договор?» Отвечают: «Меня загипнотизировали». Как можно суду доказать факт гипноза? Одна потерпевшая, сотрудница спасательной службы, подписала договор мены, обменяв трехкомнатную квартиру на… соковыжималку. Потом она решила, что ее чем-то опоили. Но почему, поняв это, она не сдала кровь на наличие токсичных веществ? Какие доказательства, кроме ее предположений, можно предоставить суду?
Таких случаев, как у Ирины Пичугиной, у нас сейчас десятки. Кредитор вышел на свободу и «пачками» выселяет из квартир обманутых владельцев. Недавно прокуратурой было отправлено в суд еще одно дело, состоящее из 11 эпизодов, о расследовании его квартирных махинаций. Все имущество по этому делу — 11 квартир и домов — арестовано. Хотя кредитор и пытается оспаривать арест в судах. Ему не терпится быстрей продать имущество новых жертв. В случае с этими квартирами суд на нашей стороне. Но очень многие люди, пострадавшие от рук черного риелтора, лишились своего жилья.
*"Артем чувствует себя совершенно безнаказанным, он не скрывается и ничего не боится, — говорит Ирина Пичугина. — А сотни обманутых им людей не могут добиться правды и доведены до отчаяния"
В прошлую пятницу, 23 июня, судебные исполнители пришли выселять из квартиры 80-летнюю харьковчанку Галину Ефимову. Исполнители действовали на основании решения Ленинского районного суда Харькова от 2 сентября 2015 года (кстати, в это время сам квартирный аферист отбывал наказание). О происшедшем рассказал племянник пострадавшей Фахид Бакиров:
— Пять лет назад моей тете понадобилась большая сумма денег. У нее пять родных сестер, и две заболели раком. Тетя по объявлению в газете нашла Артема Приходько. Взяла у него около 20 тысяч долларов. При этом подписала договор ипотеки на свою двухкомнатную квартиру по улице Елизарова. Она и подумать не могла, что это мошенник. Тетя намеревалась вовремя погашать долг. Искала Приходько, но он пропал, не выходил на связь. За это время сумма долга с учетом процентов выросла до миллиона долларов. Суд заочно решил, что мы должны выплатить эту сумму. Мы обжаловали данное решение в апелляционном порядке. В результате к возврату была установлена сумма 495 тысяч гривен. Однако ни тетя, ни кто-либо из нас опять не сумели найти людей, которым могли бы отдать деньги (сам Артем Приходько в это время сидел в тюрьме). Мы не отказываемся вернуть долг. Но дело в том, что Приходько деньги не нужны. Цель у него одна — забрать квартиру. В результате одинокая 80-летняя женщина оказывается на улице. О том, что есть решение суда о выселении тети, я узнал случайно. Сразу же подал апелляцию на отмену этого вердикта.
К квартире старушки с группой исполнителей приехал и сам Артем Приходько. Вот какой диалог состоялся у него с нашими коллегами из издания «Вечерний Харьков».
— Я сегодня тут, потому что меня вызвал исполнитель, — заявил журналистам бизнесмен-кредитор. — По какому поводу? Понятия не имею, давайте у него и спросим.
— По информации исполнителя, сегодня должно состояться выселение из квартиры и передача ее вам в управление.
— Возможно, — пожимает плечами собеседник.
— А как вы стали собственником этой квартиры?
— Обратитесь к исполнителю — он лицо государственное. А я — частное. Что вы от меня хотите? Государство меня вызвало — я приехал. Что мне государство говорит, то я и делаю. Квартира мне передается на основании решения суда. По какому договору? Узнайте у суда. Я же не судья.
В тот день квартиру 80-летней Галины Ефимовой удалось отстоять. Во первых, на месте не было полиции, а выселение должно проводиться в присутствии правоохранителей.
— Кроме этого, — говорит представитель пострадавшей юрист Александр Каряка, — Артем Приходько, которому, согласно исполнительному листу, должна быть передана квартира, на самом деле ее собственником не является. Еще в марте этого года всю недвижимость он переписал на частную фирму. Представителей этой фирмы при передаче не было. Мы подали ходатайство, чтобы узнать, кто является собственником данного жилья, и попросили перенести исполнительные действия по причине отсутствия нового хозяина. Решение о выселении Галины Дмитриевны сейчас оспаривается в Апелляционном суде.
Исполнители уехали. Но старенькая хозяйка живет в страхе…
Тем временем правоохранители расследуют дела так называемой третьей волны потерпевших. Люди говорят, что нигде не могут добиться правды. Жертвы черного риелтора были на приемах почти у всех должностных лиц Харьковской области.
— В апреле нынешнего года мы были у заместителя губернатора Александра Скакуна, — рассказывает одна из пострадавших харьковчанок, которую аферист выселил из квартиры, Светлана Струтинская. — Он принял очень хорошо, внимательно выслушал, посочувствовал и… развел руками. Объяснил, что это сфера деятельности правоохранительных органов. Говорит: единственное, чем могу помочь, — организовать встречу с начальником следственного управления Харьковского областного главка Нацполиции Владимиром Тимошко. Через неделю несколько человек из нашей группы пострадавших побывали и у Тимошко. Ситуация повторилась один в один — встретил, выслушал, посочувствовал, развел руками. Сказал, что договоры с Приходько оформлены юридически правильно, люди сами ставили подписи под документами, а посему доказать факты мошенничества очень сложно. «Не переживайте — как только завершатся экспертизы, дела будут направлены в суд», — добавил Владимир Тимошко. И порекомендовал обратиться к председателю Апелляционного суда, ведь многое зависит еще и от судей. «Следователь восемь раз подавала меру пресечения — арест, и каждый раз судьи отказывали, — заметил он. — Вот и поинтересуйтесь, почему принимаются такие решения». На наш вопрос председатель Апелляционного суда ответила, что на Приходько работает целая юридическая фирма, а наши защитники якобы неправильно составляют иски.
Пострадавшие записались на прием к Генеральному прокурору Юрию Луценко и главе МВД Арсену Авакову, подключили новых юристов. Заседание Дзержинского районного суда по процессу конфискации имущества самого Артема Приходько в очередной раз было перенесено на 5 июля 2017 года. Хотя приговор о конфискации вступил в силу еще 5 сентября 2014 года…
— Данная схема обмана граждан не нова, — комментирует ситуацию «ФАКТАМ» адвокат Роман Чумак. — Проблема в том, что государство не контролирует деятельность частных кредиторов. Люди, обратившиеся к ним, не имеют никаких гарантий и защиты. А вот на кредитора работает целая юридическая фирма. Поэтому тем, кто планирует взять заем, следует внимательно читать все, что они подписывают. Если вам дают на подпись бумагу и просят переоформить право собственности, обещая в случае возврата займа переписать все обратно, — не верьте. Квартиру вам потом никто не вернет. Вы собственными руками ее продали другим людям. Оснований для возврата жилья просто нет, вы уже не собственник.
Такие договоры, если не пропущены сроки исковой давности, нужно попытаться признать мнимыми в гражданско-правовом порядке (статья 335 Гражданского кодекса Украины «Удавана угода»). Для этого нужно доказать, что в данном случае договор купли-продажи на самом деле прикрывал договор займа с залогом или ипотекой. Тогда как доказательство имеют значение ваши попытки вернуть заем. Если отдать деньги лично кредитору не получается — вы не можете его найти или он скрывается, — откройте депозитный счет у нотариуса и перечисляйте деньги на него.