Донецкие номера на колесящих по Киеву и его окрестностям автомобилях то и дело становятся причиной неприятностей их владельцев. «ФАКТЫ» сообщали о произошедшем вечером в субботу инциденте под Киевом, в котором неизвестный (возможно — сотрудник спецслужбы) сначала обругал известного волонтера Сергея Максимца, «немолодой» бусик которого был зарегистрирован в Донецке, а затем выстрелил в его товарища. Как оказалось, в тот же день донецкая регистрация автомобиля журналиста Петра Терентьева (он же — известный блогер Greg Davis) не понравилась киевским полицейским.
Как сообщило интернет-издание «#Буквы», совладельцем которого является Терентьев, Петр «осуществил аварийную остановку своего автомобиля на пр. Победы в Киеве. После этого к нему сразу же подъехали сотрудники МВД на авто с номерными знаками 1555 и потребовали документы». Не удовлетворившись показанными документами, полицейские вырвали их из рук журналиста и потребовали от него выйти из автомобиля. Свои же документы они показать отказались, аргументировав это тем, что водитель снимает их на камеру.
Обязательных к ношению спецжетонов на форме правоохранителей не было — один из них сказал, что сломалась застежка, второй — отмолчался. Поэтому Терентьев выходить из автомобиля отказался и стал вызывать полицию, продолжая фиксировать все на видео.
Все попытки были безуспешными — как оказалось, их переадресовывали этому же наряду.
«В 16−08 мы вызвали полицию из-за нападения сотрудников полиции на меня. Сотрудники полиции не явились, но в 20−47 на номер с которого делали вызов 4 раза перезвонили с Главка. В результате разговора с лейтенантом, стало известно, что полицейские, напавшие на меня, не установили мою личность и сообщили, что конфликт с ними исчерпан», — написал Терентьев в «Facebook».
Впрочем, после нескольких минут препираний Терентьев согласился отвернуть камеру в сторону, а полицейские в этот момент показали ему удостоверение. Вскоре после чего журналист согласился выйти из салона.
Суть претензий полиции к журналисту несколько раз менялась. Сначала ему инкриминировали то, что он остановился на полосе общественного транспорта (при этом еще к нескольким автомобилям, припаркованным на этой полосе, претензий не было). В ответ на то, что остановка — аварийная, правоохранители заявили, что не включена аварийная сигнализация (которая в этот момент мигала). Также было заявлено, что «на Владимирскую, 15 пришла телеграмма отработать данный район», и машину Терентьева нужно проверить — ведь на ней донецкие номера, а из Донецка сейчас везут много оружия. Третий боец патруля — единственный со спецжетоном на форме, вообще заявил, что они просто решили помочь аварийно остановившемуся водителю (он не слышал выдвинутых его напарниками обвинений в отключенной аварийке). А еще водителя обвинили в том, что у него руки трусятся, значит, он боится.
«Да, я боюсь вас. Может, вы — переодетые ДНРовцы», — заявил в ответ Терентьев.
«В данный момент проводится проверка оружия. У меня есть подозрение, что у вас в машине находятся запрещенные вещи. Выйдите из машины», — потребовал полицейский. На просьбу в таком случае сначала найти понятых, которые проследят, чтобы правоохранители ничего не подбросили, второй полицейский заявил: «Понятых вы будете искать. Если я что-то найду — я найду понятых». Добавив, что они ничего обыскивать не будут, а лишь проведут поверхностную проверку (визуальный осмотр, для которого понятые не требуются). Впрочем, согласно закону «О Национальной полиции», для такой проверки необходимы достаточные основания подозревать проверяемого в совершении или подготовке уголовного правонарушения. А причин типа «у вас руки трусятся» и «у вас донецкие номера» закон не предусматривает.
Мы не будем оправдывать коллегу, в какой-то мере также спровоцировавшего конфликт. Была ли у него необходимость совершать аварийную остановку на полосе движения общественного транспорта, и мог ли он припарковаться в другом месте — достоверно уже не узнать. Но поведение полицейских не выдерживает никакой критики. Кроме явно надуманного повода поискать оружие в автомобиле, это и демонстративное поигрывание раскладным ножиком, вытащенным из лежавшей в салоне сумки журналиста. Это и заявление полицейского, что он не может запомнить четыре цифры номера автомобиля. Это и ответ на вопрос Терентьева, почему они к нему подошли: «Потому что нам так захотелось. Когда мы проезжали, вы начали кидаться по машине». «Чем?» «А может у вас в салоне что-то запрещенное? У нас видеорегистратор есть». «Покажите, чем я в вас кидался?» «А чего это мы должны показывать?!» Ну, а вырывание полицейским, протиснувшимся в салон, телефона из рук Терентьева — явное превышение полномочий.
После приезда жены (и работодателя) Терентьева, а также длительных препираний, полицейские, отдав нож и удостоверение, уехали без составления каких-либо протоколов или предъявления обвинений. Один из них, также постоянно снимавший журналиста на свой телефон, пообещал встретиться в суде, решив, что Терентьев его оскорблял.
Это не первый конфликт правоохранителей и Терентьева. «До этого именно это подразделение МВД, на парковке Оушен плаза требовали от меня показать багажник… Я спросил, я что-то нарушил. Он мне сказал, что у них положение, проверка авто с регистрацией Донбасса… выхватил права и начал требовать показать багажник. После не столь длительного пререкания вернул права», — отметил он в «Facebook».
А причиной происходящего считает месть бывших «беркутовцев»: «Менты мне сообщили, что причина такого отношения ко мне, что в 2014 году я заявлял в милицию. Все верно, на нас тогда напали бойцы Оплот. И я не только заявил в милицию, а еще довел дело до суда, и суд признал виновными напавших на нас. Самое главное, что один из подсудимых был сотрудник МВД, но во время судебных дел, суд позволил ему не находиться в СИЗО. И бывший сотрудник успешно скрылся».
Как рассказала «ФАКТАМ» спикер столичной полиции Оксана Блыщик, по этой конфликтной ситуации назначена проверка.