Авторизация

"Шагин за свои оружия отстроил всю каталажку. Сам сидел в просторной и комфортной камере"

"Шагин за свои оружия отстроил всю каталажку. Сам сидел в просторной и комфортной камере"

Четверо приговоренных к пожизненному заключению членов банды, организованной руководителем фирмы «Топ-сервис»… вышли на свободу еще в декабре прошлого года, а пятый умер в колонии 10 лет назад



В этом году исполняется 15 лет с того момента, как дело «Топ-сервиса» — одно из самых громких уголовных дел в независимой Украине — попало в суд. На скамье подсудимых оказались 17 человек. Процесс длился почти два года. На оглашение приговора, в котором было 450 страниц, ушло пять дней. В результате главарь банды — успешный бизнесмен Игорь Шагин, а также четверо его подельников, обвиняемых в числе прочего и в убийствах, получили пожизненное заключение. Остальные члены преступной группировки были приговорены к различным срокам лишения свободы.



«Главарь банды, организовавший устранение руководителя райадминистрации, чаще других навещал его в больнице и даже покупал лекарства»



О том, что почти все приговоренные к пожизненному заключению члены банды, проходившие по делу «Топ-сервиса», уже на свободе, я узнал случайно. Собирал материал для статьи об этом громком деле и позвонил в Министерство юстиции, чтобы узнать, как поживают Игорь Шагин и его подельники.



Ранее в прессе сообщалось о том, что Константин Стариков, один из руководителей банды, приговоренный в 2004 году к высшей мере наказания, покинул колонию еще в ноябре прошлого года. Выйти на свободу ему позволил закон, принятый Верховной Радой осенью 2016-го, согласно которому покушение на убийство не может караться наказанием в виде пожизненного заключения. Об освобождении Старикова вскользь написали несколько газет. Но ни он сам, ни его адвокаты не захотели общаться с журналистами.



Оказывается, следом за Стариковым на свободу вышли и остальные члены банды. Но об этом в прессе уже не писали. И никто не собирал пресс-конференций.



— Главарь банды Игорь Шагин еще 1 декабря прошлого года уехал на родину в Санкт-Петербург, — говорит пресс-секретарь заместителя министра юстиции Дениса Чернышова Юрий Маслак. — Двое фигурантов этого громкого дела — Алексей Маркун и Вячеслав Гандрабура — остались в Украине. Что касается еще одного члена банды, приговоренного к пожизненному заключению, — Сергея Рудько, то его по новому закону на волю никто не выпустил бы. Это именно он расстрелял из автомата бизнесмена Князева (известного криминального авторитета по кличке Князь. — Авт.). Однако Рудько умер в колонии еще в 2007 году.



— Как и по чьему решению происходит освобождение пожизненно заключенных?



— По решению суда. В пенитенциарную службу приходит соответствующий документ, и мы выпускаем осужденного на свободу. Статистики по количеству освобожденных по новому закону у нас пока нет.



Напомню, что в период с 1997 по 2000 год Украину потрясло несколько громких убийств и покушений на жизнь высокопоставленных чиновников. Так, в подъезде своего дома была убита начальник управления документальных проверок юридических лиц Государственной налоговой инспекции тогда еще Жовтневого района Киева Тамара Калиушко. Убийца нанес ей кухонным ножом 22 раны.



— Возможно, преступники хотели только попугать несговорчивую работницу налоговой, заподозрившую, что фирма «Топ-сервис», возглавляемая Шагиным, занимается какими-то махинациями с налогами, — вспоминает руководитель следственного отдела прокуратуры Киева Игорь Демидов, который в то время возглавлял следственную группу по этому делу. — Киллер нанес Тамаре Калиушко множество ножевых ранений, но старался не попадать в жизненно важные места. Женщина скончалась на месте от потери крови.



Следующей жертвой преступной группы стал глава тогдашней Жовтневой райадминистрации Киева Николай Подмогильный. Он не угодил руководству «Топ-сервиса» тем, что поручил районной налоговой проверить работу фирмы. Когда между ним и Шагиным возникли «недоразумения», последний дал команду установить за Подмогильным слежку, которая длилась полгода. Для этого подручные Шагина сняли квартиру в доме напротив здания райадминистрации и оборудовали там наблюдательный пункт.



Киллер выстрелил из пистолета в голову Подмогильному, но тот выжил. Интересно, что сам Шагин, заказавший устранение главы райадминистрации, чаще других навещал его в больнице и даже покупал дорогие лекарства.



Удалось выжить после двух выстрелов в голову и заместителю начальника управления Государственной инспекции ветеринарной медицины Николаю Пацюку, который контролировал экспорт-импорт грузов. Это именно он в начале августа 1999 года запретил ввоз в Украину почти 20 тонн несертифицированной говядины из Германии, что нанесло существенный ущерб делам фирмы. Вначале принципиального ветеринарного инспектора пытались уговорить пойти на уступки. В ход были пущены и письма в Партию зеленых, и звонки из Верховной Рады — все напрасно. Тогда и было принято решение устранить Пацюка. Однако в решающий момент, когда киллер уже собирался добивать свою жертву, пистолет заклинило, что и спасло жизнь государственному инспектору.



Членов банды погубило то, что однажды они решили выполнить чужой заказ. Один криминальный авторитет по кличке Молодой решил заказать другого — более влиятельного на то время Князя. Заказ на убийство взял на себя киллер банды Сергей Рудько, который разрядил в свою жертву из автомата целый магазин.



Кстати, заказчик убийства Князя (его бывший соратник Леня Трофимов по кличке Молодой) вышел на свободу года три назад, но прошлой зимой его взорвали в собственной машине.



«На досудебном следствии Шагин постоянно менял показания и все время отрицал свою вину»



Главарь банды, он же руководитель фирмы «Топ-сервис», сын депутата Государственной думы Санкт-Петербурга и зять известного украинского композитора Игорь Шагин, был успешным бизнесменом. Однако в бизнес-структуры Украины он попал случайно.



Большую часть времени Шагин жил в России, но часто приезжал к своей жене в Ривне. В 1993 году в один из таких приездов его машина поломалась. Это произошло в Киеве. Шагину пришлось отвезти автомобиль на СТО, которое имело какое-то отношение к коммерческой фирме «Топ-сервис». На фирме у него завязались деловые знакомства. А дальше все пошло как по маслу. Вскоре Шагин, возможно, используя свои связи, становится директором одного из филиалов фирмы. Именно в то время на телевизионных экранах начал появляться рекламный ролик со словами: «Ой, „Топ-сервiс“, ой, „Топ-сервiс“, люди тут хороші. Здай товари у „Топ-сервiс“ і отримай гроші».



Дела у бизнесмена Шагина шли отлично. Его опекали влиятельные политики. Более того, он даже умудрился стать внештатным советником президента Украины. Но, видимо, это был как раз тот случай, когда денег много не бывает. Шагин разработал мошенническую схему по возврату налога на добавленную стоимость. А для того чтобы устранять препятствия, мешавшие развиваться его незаконному бизнесу, создал специальную группу, члены которой должны были выполнять некоторые поручения по устранению несговорчивых чиновников. Интересно, что штаб-квартира этой группы располагалась неподалеку от морга на улице Оранжерейной в Киеве, на территории той самой станции техобслуживания, где Шагин когда-то чинил свой автомобиль.



На «Топ-сервис» правоохранители вышли, когда расследовали дело об убийстве Князя. Когда Шагина арестовали, просить за него в Киев даже приезжал известный советский певец и многолетний депутат Государственной думы России.



Судебный процесс над членами банды начался ровно 15 лет назад. Слушание дела проходило в киевском кинотеатре «Загреб», потому что в здании Апелляционного суда столицы не нашлось подходящего по вместимости зала. Первые полгода процесс был открытым. Последующие заседания суд проводил в закрытом режиме. Говорят, что это сделали потому, что в уголовном деле фигурировали имена некоторых народных депутатов и чиновников.



"Шагин за свои оружия отстроил всю каталажку. Сам сидел в просторной и комфортной камере"
— По тому, как вел себя Шагин во время судебных заседаний, было видно, что он человек достаточно властный, — рассказывал «ФАКТАМ» государственный обвинитель Дмитрий Соляник. — Он очень раздражался, если что-то, как ему казалось, шло не так. На досудебном следствии Шагин постоянно менял показания и все время отрицал свою вину. Во время процесса, даже находясь за решеткой в зале суда, Игорь Шагин разительно отличался от остальных подсудимых — с аккуратной прической, в неизменной белой рубашке (а иногда и при галстуке!), он больше походил на топ-менеджера преуспевающей фирмы или банковского служащего. Шагин предпочитал занимать место в углу клетки, как бы дистанцируясь от остальных.



На оглашение заключительной части приговора в зал явились только восемь подсудимых из пятнадцати, так сказать, основные обвиняемые. Семеро решили остаться в этот день в СИЗО — как сказали их родственники, в знак протеста против незаконного осуждения. А после оглашения приговора мать Шагина, выходя из зала суда, выкрикнула, обращаясь к судьям и прокурорам: «Дай Бог каждому такого сына, как мой Игорь!»



В колонию Шагин попал только в 2009 году. А до этого он все время писал жалобы во все инстанции. Однажды ему удалось выиграть в Европейском суде по правам человека дело против Украины, так как в прессе его назвали преступником еще до того, как приговор вступил в законную силу. Шагин даже получил компенсацию в размере двух тысяч евро.



Эта сумма для бывшего руководителя «Топ-сервиса» была копеечной. За время своей бизнес-деятельности он успел неплохо разбогатеть. И даже за решеткой оставался весьма состоятельным человеком.



— Шагин появился в нашей колонии восемь лет назад, и мы, если честно, были очень рады этому, — говорит сотрудник исправительного учреждения в Днепропетровской области, не пожелавший назвать свое имя. — Он же за свои средства нам всю тюрьму, можно сказать, заново отстроил. И сам сидел в довольно просторной и комфортной камере.



— У Шагина были какие-то особые привилегии?



— Я не могу распространяться на эту тему. Но, конечно же, были. Шагину позволялось иметь многое из того, что не разрешено другим заключенным.



Поговаривают, что Шагина могли бы выпустить и раньше. Два известных политика обращались к нему с просьбой вернуть их деньги и взамен обещали организовать его освобождение. Речь шла о приличных суммах. Шагин вполне мог бы деньги вернуть. Эти политики в свое время вложили средства в «Топ-сервис» в надежде на дивиденды, а Шагин деньги присвоил. Но бывший руководитель фирмы тогда просто побоялся выходить на свободу. Думал, что его сразу же убьют. Поэтому, когда закон, позволяющий выходить на свободу пожизненно заключенным, вступил в силу, немногим стало известно о том, что его выпускают. Шагин сразу же уехал в Россию, чтобы там затеряться. В Украине у некогда успешного бизнесмена осталось много врагов.

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Ви часто занимаетесь сексом на першому побаченні?