В комнате, которая еще 17 апреля была гостиной, стоит обуглившийся диван. Десятилетний Богдан пытается подлезть под него, чтобы достать оттуда собаку Бима. Черная дворняжка чудом выжила в сгоревшей хате. Бима случайно обнаружили уже после отъезда пожарных. Песик, весь в копоти, забился под диван и дрожал. И спустя сутки Бим все еще боялся вылезать из укрытия. Но главное, что он жив.
А вот Игорек, которому полтора года, трехлетний Леша и четырехлетний Андрей Краснопеевы вряд ли выжили бы, если бы их старшего брата Богдана не оказалось рядом. К счастью, все дети остались целы и невредимы, потому что Богдан не растерялся. Правда, крыши над головой у многодетной семьи Краснопеевых из села Мартыновка Гадячского района Полтавской области не осталось…
Кто из братьев первым взял спички в руки и поджег в шкафу одеяло — этот вопрос, наверное, останется без ответа. Младший Алексей кивает на старшего Андрея, старший — на младшего. Возможно, это была их общая идея.
Едва Богдан протянул руку, чтобы вытащить из шкафа Лешу, как что-то вспыхнуло. Огонь моментально вырвался наружу. Схватив за руки босых малышей, одетых лишь в майки и шорты, старший брат вывел их в коридор и приказал бежать на улицу, а сам вернулся. Ведь в спальне, расположенной за гостиной, спал в кроватке полуторагодовалый Игорек.
Огонь пожирал мебельную стенку в гостиной. Богдан задержал дыхание, чтобы не набрать в легкие дыма. В спальне, к счастью, его было меньше. Богдан растормошил Игорька, схватил его в охапку и бросился к выходу.
Лишь когда все дети были в безопасности, старший брат позвал маму — сообщить, что в хате пожар.
— В понедельник после Пасхи я сажала лук и сеяла морковь на огороде, — сдерживая слезы, рассказывает 28-летняя многодетная мама Татьяна Краснопеева. — Со мной была пятилетняя дочь Алена, ей нравится мне помогать. Вдруг услышала крик Богдана: «У нас хата горит!» Я все бросила, прибежала. На порог — а там огонь. В общем, спасать что-то из вещей было уже поздно. Слава Богу, никто из деток не пострадал… Если бы старший сын стал сначала звать на помощь взрослых, все могло быть гораздо печальнее.
На Полтавщину семья Краснопеевых перебралась полтора года назад из Херсонской области. Там личная жизнь у Татьяны не сложилась, и она решилась сменить место жительства. В Мартыновке у нее живет старшая сестра, которая и предложила ей свою хату.
— Этот дом все равно пустовал, — говорит сестра Татьяны Лариса Шаблий. — Мы с первым мужем купили его и лет десять в нем прожили. После разода бывший супруг переехал к другой женщине, я — к другому мужчине.
Когда у Тани возникли проблемы, я отдала ей этот опустевший дом. В Мартыновку она приехала с несколькими сумками, набитыми одеждой. За полтора года купила в дом мебель, холодильник, стиральную машину… И в один миг всего лишилась! Я, конечно, забрала семью сестры к себе, у нас четыре комнаты. У нее пятеро детей, у меня — трое. Некоторым пришлось спать на полу — кроватей на всех не хватило.
Односельчане не оставили многодетную семью наедине с бедой. Одели, обули, обеспечили едой, собрали деньги. Батюшка из местной церкви привез одеяла и подушки.
— А вот дом спасти не смогли, — сокрушаются соседи. — Он еще в начале шестидесятых был построен, по финской технологии — в основном из дерева. Оно было пропитано специальным противопожарным составом, который давно выветрился. Из дома, что называется, уже труха сыпалась, поэтому он и вспыхнул как спичка. К тому же потолок и стены в коридоре были обшиты легковоспламеняющимся пластиком. Тушить огонь было бесполезно. Шифер так стрелял, что приблизиться к дому было страшно. И все же до приезда пожарных несколько мужчин успели сбросить вниз часть шифера, чтобы его осколки не попали на соседние постройки.
Пожар случился примерно в три часа дня, а спустя полчаса дом почти полностью выгорел.
— Сигнал о бедствии поступил сначала в оперативно-координационный центр Главного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Сумской области, поскольку село расположено почти на границе с ней, — рассказывает начальник Гадячского районного сектора Главного управления по чрезвычайным ситуациям в Полтавской области Василий Губский. — Оттуда сообщение передали в Полтаву и только после этого позвонили нам. В общем, с самого начала все пошло не так. Но даже если бы нас информировали вовремя, все равно оказаться на месте наше подразделение смогло бы в лучшем случае через 30 минут, поскольку до Мартыновки — 25 километров. Поэтому мы передали сообщение местным пожарным и все время были с ними на связи. Хорошо, что в этом селе — одном из немногих — сохранилась пожарная команда, в которой есть два специальных автомобиля.
Старые ЗИЛы с цистернами на четыре тонны воды каждая подъехали к подворью Краснопеевых через шесть минут после сообщения о пожаре.
— Если бы не эта длинная цепочка, по которой ходила информация о возникшем в Мартыновке пожаре, возможно, и удалось бы сохранить большую часть дома, — говорит водитель одной из пожарных машин Андрей Клименко. — А так время было потеряно. Мы подъехали к дому, когда огонь уже охватил часть крыши.
— Вы не знаете, как восстановить паспорт, если я зарегистрирована в Херсонской области, а живу в Полтавской? — спрашивает Татьяна. — Ведь не наездишься туда-сюда.
Заглянув в Интернет, я нашла ответ на этот важный для молодой женщины вопрос. Оказывается, законодательство предусматривает восстановление документов по месту фактического проживания человека. Нужно подать соответствующие заявления в отдел миграционной службы и другие районные организации. Думаю, с этим проблем у Татьяны не возникнет.
Сельский голова Василий Нонка обещает, что семье погорельцев будет выделено новое жилье. Пока же в качестве материальной помощи Татьяна получила от сельсовета пять тысяч гривен.
— Но как случилось, что в руках трехлетнего малыша оказались спички? — спрашиваю у многодетной матери.
— Однажды Леша уже поджигал одеяло, но тогда все обошлось, — говорит Татьяна. — С тех пор я начала прятать от детей спички в вазе, которую ставила на полку.
— Андрей и Алексей — очень шустрые пацаны, — добавляет их тетя Лариса. — Допускаю, что они залезли на табурет и достали из вазы коробок спичек.
Эти малыши и вправду с характером. Когда Богдан пришел к ним в детский сад, где мы запланировали фотосъемку, Андрюша с Лешей надулись и даже пытались поколотить старшего брата. Вряд ли они понимают, что он спас их от смерти.
А вот пятилетняя Аленка — добрая, ласковая девочка.
— Я помогала маме сажать цыбульку, — рассказала маленькая хозяюшка. — Бодя часто нянчится с братиками, когда маме некогда. Если бы они были послушными, то спичками не играли бы. Но я все равно рада, что они не обожглись. Это Богдан их спас.
— О мужественном поступке десятилетнего мальчика мы узнали в ходе расследования причин пожара, — говорит инспектор Гадячского районного сектора Главного управления по чрезвычайным ситуациям в Полтавской области Анатолий Яреха. — В подобных случаях большинство детей теряются и вместо того, чтобы спасаться, прячутся в укромных уголках горящего дома, поэтому гибнут. Здесь тоже все могло закончиться трагически. Счет шел на минуты, а может, даже и на секунды. К счастью, Богдан все сделал правильно.
— Будешь пожарным, когда вырастешь? — интересуюсь у мальчика.
— Можно и пожарным, — мой вопрос явно застает Богдана врасплох. Сейчас четвероклассник больше всего огорчен потерей новой школьной формы, которую мама купила ему на вырост.
— И мобильный телефон, наверное, сгорел? — уточняю я.
— У меня не было телефона. И планшета не было. Я о них только мечтал. Но у мамы нет денег на такие игрушки, — грустно вздыхает мальчик.
Главное управление по чрезвычайным ситуациям Украины в Полтавской области, сообщила его руководитель по связям с общественностью Светлана Рыбалко, будет готовить документы на представление Богдана Краснопеева к званию «Герой-спасатель года».
P.S. Те, кто хочет помочь Татьяне Краснопеевой и ее пятерым детям, может позвонить по телефону (050)198−78−57.
Фото автора