В Чернигове девочки-подростки жестоко избили двух своих сверстниц. Очевидцы снимали происходящее на камеры мобильных телефонов и даже не пытались остановить этот беспредел
Видео, на котором три хулиганки из Чернигова жестоко избивают двух своих сверстниц, а десятки подростков даже не пытаются их остановить, своей жестокостью напоминает советский фильм «Чучело». Под аплодисменты, маты и подстрекающие возгласы сверстников девушки пытаются повалить своих жертв на землю, вырывают им волосы, после чего неистово бьют ногами по голове. Подростки снимают процесс на видео и кричат: «Давай, Настя! Бей еще!»
Это происходило в самом центре Чернигова на проспекте Мира около семи часов вечера. Подростки затащили своих жертв за гаражи, но и там время от времени проходили взрослые люди. Видели, что происходит, но даже не пытались это прекратить.
Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешалась жительница соседней многоэтажки. О том, что за гаражами подростки избивают двух девочек, ей сказал прохожий.
— Сам он вмешиваться побоялся, — вспоминает женщина. — Я же в тот момент стояла у себя на балконе. Выскочила из дома в чем была и побежала с криком: «А ну прекратите! Разбегайтесь немедленно!» Подростки в считаные секунды разбежались в разные стороны. Не понимаю, почему никто из взрослых не вмешался раньше. Девочки, которых они избили, сильно пострадали.
Сейчас одна из пострадавших, восьмиклассница Полина Малоштан, лечится в Черниговской детской областной больнице. У нее сотрясение мозга, многочисленные ушибы, подбит глаз и повреждена челюсть. Поля жалуется, что ей больно даже поворачивать голову. Как только девочка встает, у нее начинает кружиться голова и сильно болит спина.
— Полю избили еще в воскресенье. Но все об этом узнали только после того, как мы опубликовали в соцсети видео этих зверств, — рассказывает «ФАКТАМ» родная сестра пострадавшей Юлия Малоштан. — Сестра с друзьями каждые выходные ходит гулять в район торгового центра «Мегацентр». Там рядом парк, фонтаны, вполне приличное место. Так было и в этот раз. Поля поехала туда вместе с подружкой Юлей. Но как только они вышли из подземного перехода, к ним подошли три девочки. Поля даже не была с ними знакома — пару раз видела их на улице в том районе. Они подошли к Юле и стали требовать, чтобы та отдала им свой телефон.
— Зачем он им понадобился, я не знаю, — говорит Полина. — Возможно, Юля раньше с ними общалась. Но мне она об этом рассказать не успела. Юля ответила, что у нее нет мобильного телефона. Девочки продолжали настаивать: мол, не ври, давай его сюда. Чтобы ее защитить, я сказала им, что у нее действительно нет телефона. И тут этот телефон зазвонил. Девчонки поняли, что мы им соврали. Внезапно накинулись на нас, скрутили и потащили к гаражам. Откуда вдруг взялись другие ребята (а их было очень много), не помню. Теперь уже понимаю: они пришли посмотреть, как нас будут бить.
И нас стали избивать. Начали с Юли. Пока ее били и таскали за волосы, меня держали за руки. А потом они начали бить меня. Сначала мне было очень больно, а потом я уже просто ничего не чувствовала. Они били по голове, по лицу, подожгли мне волосы (голос девочки дрожит). Я понимала, что никак не могу от них защититься. Если бы попыталась дать сдачи, на меня набросилась бы вся толпа. А их было человек шестьдесят… Они кричали: «Настя, Маша, молодцы! Давайте им еще!» Кто-то стоял прямо рядом, другие снимали на мобильные телефоны, прячась за гаражами… Казалось, они не остановятся, пока не убьют нас. Что было дальше, не помню. Я как будто отключилась.
— Полю, всю избитую, привезли полицейские, — плачет мама Полины Валентина. — Когда они сказали, что моего ребенка так изувечили подростки, я не поверила: неужели такое могли сделать дети? А на следующий день через знакомых я получила видео, которое «массовка» снимала на мобильные телефоны. С трудом досмотрела его до конца. Это не люди, звери!
— Подружку Полины тоже доставили в больницу?
— Точно не знаю, потому что она после случившегося отключила телефон. Поля говорит, она тоже была очень сильно избита. Но маме, как сейчас выяснилось, сказала, что ударилась головой об дверь. Писать заявление в полицию наотрез отказалась. Юля боится, что эти изверги подстерегут ее где-то и убьют. Нам тоже поступают такие угрозы. Буквально вчера Поле пришла sms-ка: мол, если не заберешь заявление, пожалеешь. Но я не собираюсь молчать. Они били Полю по голове так, как футболисты бьют мяч на поле. Нелюди чуть не убили моего ребенка.
Подростков, которые избили Полю и Юлю, без труда удалось найти в социальной сети «ВКонтакте». Там они зарегистрированы как Мария Миронова, Настя Малая (им примерно по 15—16 лет) и 19-летняя Евгения Миронова.
— Как нам сказали, эта Настя занимается борьбой, — продолжает Валентина Малоштан. — Не знаю, правда ли это, но похоже. Моя Поля знала ее только наглядно. Но буквально за день до произошедшего парень этой Насти избил друга моей Полины Максима. Это произошло там же, в районе «Мегацентра».
— Подобные вещи в этом районе происходят регулярно, — говорит 15-летний Максим. — Здесь собираются подростки из разных школ. Курят, выпивают, а потом устраивают драки. В субботу, за день до того, как избили Полю, ко мне на улице подошла та самая Настя. Неожиданно села ко мне на колени, начала флиртовать. Мне это не понравилось, и я пошел в парк, где мы встретились с Полиной. Как вдруг ко мне подбежал какой-то парень и начал бить. Бил руками и ногами по голове… Когда я вырвался и убежал в торговый центр, чтобы помыть руки, этот парень меня искал — хотел продолжить избиение. Потом выяснилось, что это был молодой человек той самой Насти.
— Получилось, что Настя нарочно все это подстроила, — считает Валентина. — И очевидно, делала это уже не впервые. Сейчас мне прислали несколько видеороликов, на которых эта же компания — Настя, Маша и Женя — бьют других подростков. Говорят, эти изверги в соцсетях назначают встречи и заранее договариваются кого-то избить, забивают «стрелки». И это происходит в центре города в дневное время!
— Родители подростков, избивших Полю, не выходили с вами на связь?
— Мне позвонила мама Насти: «Она у меня дурная, ничего не понимает. Ее просто втянули в плохую компанию». И вместо того, чтобы хотя бы извиниться, попросила забрать заявление из полиции. «Вы должны понимать, что ломаете жизнь моему ребенку», — сказала она. Потом позвонил папа другой девочки и сообщил, что хочет встретиться. Думаю, нам не о чем разговаривать.
Телефоны Маши, Жени и Насти сейчас отключены. Маша и Женя Мироновы успели удалить свои странички из соцсетей. Страничка Насти хоть и осталась, но она на сообщения не отвечает и убрала все свои фотографии. В школу она вчера не пришла.
— В понедельник Настя была на занятиях, но тогда еще никто не знал о произошедшем, — рассказала «ФАКТАМ» исполняющая обязанности директора черниговской школы № 32 Людмила Максименко. — Какую ей можно дать характеристику? Обычная ученица, общается с одноклассниками. Сложно сказать, что произошло… Сейчас этим вопросом занимается полиция.
В полиции сначала открыли уголовное производство по статье «Нанесение легких телесных повреждений», но потом дело переквалифицировали. Сейчас следствие идет по статье «Хулиганство, совершаемое группой лиц». Пока ни одной из хулиганок подозрение не предъявили. Тем временем пользователи социальных сетей требуют, чтобы полиция разобралась не только с ними, но и с их родителями. В Черниговском городском управлении образования обещают принять меры.
— Управление образования — это не следственный орган, но мы применяем превентивные меры, — сообщила «ФАКТАМ» заместитель начальника Черниговского горуправления образования Вера Казимир. — Вчера состоялось совещание заместителей директоров школ, соцпедагогов и психологов по вопросам предупреждения детской жестокости. Школы, в которых учатся участники конфликта, считаются очень хорошими, там и раньше проводились превентивные мероприятия. Сейчас будут беседы с детьми, которые участвовали в избиении, и обязательно с их родителями.
— То, что мы видим на видео, — проявление немотивированной подростковой агрессии, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию судмедэксперт, ассистент кафедры судебной медицины и медицинского права Национального медицинского университета имени Богомольца Елена Федорова. — Эта агрессия у подростка может быть припрятана глубоко внутри и проявляться под влиянием даже легкого возбудителя. С точки зрения взрослых, в период полового созревания психика у подростков практически неуправляемая. Зачастую причиной этого является гормональная буря. Организм ребенка перестраивается, но он этого не понимает и идет на поводу у своих эмоций. Если бы подростки пытались контролировать это состояние, они могли бы справляться с агрессией. И вместо того, чтобы душить котенка или бить подружку, могли бы, к примеру, сделать уборку в доме или заняться чем-то интересным и полезным. Раньше, когда было больше бесплатных кружков и секций, дети были заняты. Сейчас секции тоже есть, но они платные и не всем доступны. Подросток ничем не занят, и ему легче делать что-то деструктивное, чем созидательное.
— Можно ли повлиять на детей, которые уже начали проявлять жесткость, например, избивать сверстников?
— Конечно. Но этим должны заниматься как родители, так и школьные учителя. Если же ситуация очень тяжелая (бывает, что 14—15-летние подростки уже находятся в стадии развития шизофрении), родители не смогут справиться с этим самостоятельно. Необходима помощь специалистов.
— Что могли сделать девочки, которых избили? Сопротивляться или, возможно, убежать?
— Ничего. Убежать от такой толпы невозможно. Слава Богу, что остались живы. Вопрос о профилактике насилия среди подростков должен решаться на государственном уровне. В школах должны работать психологи. Особенно это касается подростков, которые находятся в группах риска: те, которые дерутся, обижают младших, имели приводы в полицию. Психологи могут научить их правильно вести себя в стрессовых ситуациях, справляться с гневом. Подростки должны понимать, что с 14 лет им уже грозит уголовная ответственность.