Полтавские правоохранители ликвидировали крупную преступную группировку, которая год «отрабатывала» на селянах приемы разбойных нападений, чтобы со временем грабить банки и ювелирные магазины
18 ноября прошлого года около 11 часов ночи на пульт дежурного в Полтавском областном управлении полиции поступил тревожный сигнал. Звонившая женщина сбивчивым голосом попросила помощи у правоохранителей, сообщив о только что совершенном разбойном нападении на ее семью.
— Следственно-оперативная группа выехала в село Васильевку Полтавского района на это преступление, но по ходу дела выяснилось, что в тот вечер там было совершено еще… три — одно из них закончилось трагически, — рассказывает начальник Полтавского областного главка Нацполиции Олег Бех. — Потерпевшая, когда обращалась к правоохранителям, еще не знала, что от выстрела, произведенного одним из разбойников, погиб брат ее мужа. Родственники жили рядом, через огород, и младший из братьев, услышав на соседнем подворье возню, прибежал, чтобы выяснить, что случилось. Но получил пулю в грудь прямо на пороге дома, где злоумышленники поставили своего охранника. Мужчина в шоковом состоянии сделал несколько шагов в обратном направлении и рухнул замертво посреди огорода. Куда он пропал, не знала даже супруга.
А когда полицейские уже работали на месте преступления, в «дежурку» поступил еще один звонок из Васильевки об очередном разбойном нападении на пенсионерку.
Кроме того, при дворовом обходе выяснилось, что у местного жителя поврежден легковой автомобиль, из которого исчезла флешка. Как оказалось, это совершили те же залетные бандиты.
Как установили правоохранители, первой жертвой «гастролеров» стала 61-летняя Лидия Ревуцкая. Просто после того, как злоумышленники вместе с награбленным покинули ее дом, оставив привязанной к батарее отопления и приказав молчать, женщина до полуночи боялась выходить на улицу, чтобы попросить кого-нибудь из соседей позвонить в полицию. Ее мобильный разбойники разломали, а провода стационарного телефона выдернули из розетки. Женщина тогда думала, что они перерезаны…
— Мне с трудом удалось освободиться, но я долго не решалась подниматься с места, — до сих пор не может отойти от пережитого хозяйка ограбленного дома Лидия Ревуцкая. — Ветер качал незакрытую калитку, она то и дело скрипела, а мне казалось, это мои мучители возвращаются, чтобы добить меня. Я после того еще два месяца ложилась спать, не раздеваясь.
В тот вечер, вспоминает женщина, она дважды выходила из хаты на собачий лай. Отвязанная дворняжка то в одну сторону рвалась, то в другую. Хозяйка даже фонариком в темноту светила, но никого не видела. Вышла и в третий раз. И едва ступила на порог, как перед ней возник какой-то мужик и грубо затолкал хозяйку обратно в дом.
— Я упала, сильно ударившись головой о пол, — рассказывает моя собеседница. — Смотрю, их трое, все в масках, только глаза и губы в прорезях видны. «Деньги!» — потребовали. Один вынул финку и, схватив меня за слипшиеся от крови волосы, хотел, видимо, отрезать мочку уха с золотой сережкой. Пришлось самой снимать и отдавать ему украшения. Сказала, где лежат деньги. Там всего-то 600 гривен было. Но грабители в поисках наживы перевернули все вверх тормашками. Позже, когда следователь пригласил меня в Полтаву для опознания изъятых у грабителей вещей, я увидела среди них и свадебную медаль, вылитую из бронзы, которую 20 лет назад гости подарили дочери с зятем. Где она у меня хранилась, даже не помню. Но эти изверги подметали все подряд: сундучок для сувениров, дешевую бижутерию, значок депутата районного совета, оставшийся от бывшего мужа, китайский фотоаппарат-«мыльницу»… А вот электромясорубку, которую они собирались забрать, почему-то не взяли. И нож, которым мне угрожали, тоже забыли.
— По характеру разбойного нападения можно было предположить, что его участники действовали наобум, ориентируясь лишь на внешнее состояние домов и подворий, — объясняет начальник Полтавской областной полиции полковник Олег Бех. — Видимо, полагали, что если у селян стоят пластиковые окна и добротные заборы, то они люди зажиточные. Но из ценных вещей, которые им удалось вывезти из Васильевки, оказались лишь соковыжималка, миксер и набор ложек. Этими ворованными вещами пользовались члены семей злоумышленников, не догадываясь о характере их происхождения.
В дом семьи Шабельник, стоящий на окраине Васильевки, которая буквально примыкает к всегда оживленной трассе Киев — Харьков, грабители проникли точно так же, как и в первом случае, — через входную дверь. Чтобы выманить хозяина во двор, они выкрутили пробки на электросчетчике (для удобства контролеров его установили на стене сарая). Кстати, это было «фишкой» организованной преступной группировки — перед ограблением обесточивать жилое помещение.
— В тот вечер я долго управлялась возле домашней живности и только часов в десять зашла в хату, а тут погас свет, — 53-летней Екатерине Шабельник воспоминания даются непросто. — Говорю мужу: «Ну-ка, посмотри, у соседей тоже не горит?» Он только за порог, а непрошеные гости — в хату. Миша спрашивает: «Ребята, что вам нужно?» — «Деньги давай!» — отвечают и в этот же момент сбивают меня с ног. Но я не из робкого десятка. Вцепилась одному в маску — мне глаза показались знакомые — давай ее сдирать. Увы, силы были неравными. Тут второй подскочил, принялся бить меня ногами — по голове, по почкам, куда попало… Наверное, он и нос мне тогда сломал, я вся синяя от побоев была. Бандиты сильно матерились, а я орала изо всех сил, звала на помощь. Славик, брат мужа, похоже, услышал мои крики. Но помочь не смог. Убили его. Всего лишь 41 год мужчине был. Я узнала об этом уже в больнице.
Екатерина Семеновна не может понять, почему бандиты решили ограбить именно ее семью. Ведь у них с мужем нет особого достатка: живут за счет подсобного хозяйства. Грабители были явно разочарованы — не нашли ни одного золотого украшения. А вот страха нагнали на все село: до тех пор, пока преступную группировку не задержали, жители Васильевки боялись включать свет в домах и выходить во двор, как стемнеет. Даже сейчас среди дня запирают калитки на замки. А когда, не дай Бог, отключают свет, у людей начинается паника.
— Следователям удалось найти ответ на вопрос, который мучает потерпевших, — говорит полковник Олег Бех. — Задержанные сознались, что тренировались на селянах, чтобы затем… грабить ювелирные магазины и банки. И были уверены в своей безнаказанности, ведь на протяжении целого года своей преступной деятельности ни разу не попадали в поле зрения правоохранителей. Кстати, той же ночью они совершили разбойное нападение на семью в одном из сел Днепропетровской области.
Что это дело рук тех же людей, мы установили, отправив в соседнюю область следственно-оперативную группу. Потерпевшие говорили о свете, внезапно исчезавшем перед появлением грабителей в масках, и о пытках, которые они применяли в целях устрашения, требуя деньги и ценные вещи. Начали анализировать похожие преступления, совершенные на территории Полтавщины, и выявили, что как минимум два из них, в Пирятинском и Гребенковском районе, имеют тот же почерк. На месте одного из этих преступлений был даже обнаружен фрагмент пули, похожей на ту, которая прошила легкие Вячеслава Шабельника. Злоумышленники использовали самодельные свинцовые пули, чтобы невозможно было идентифицировать, из какого оружия они выпущены. На все «дела» подельники ходили непременно с обрезом и пистолетом. Когда жертвы оказывали сопротивление, грабители стреляли в потолок либо в домашнюю мебель.
Для раскрытия серии преступлений, совершенных в Васильевке Полтавского района, была создана межведомственная оперативно-следственная группа из числа сотрудников полиции, СБУ и прокуратуры. Глава Национальной полиции Сергей Князев и департамент уголовного розыска ведомства держали дело на контроле. Спустя три месяца членов бандформирования взяли с поличным.
Выйти на след злоумышленников отчасти помогли они сами. За несколько месяцев до событий в Васильевке группа неизвестных собиралась проникнуть в одно из помещений в Новосанжарском районе Полтавской области, но была замечена участковым райотдела. Пытаясь скрыться с места преступления, грабители предпочли убежать, оставив собственный автомобиль. Владельца машины объявили в розыск, но так и не нашли. Прорабатывая ранее совершенные преступления, оперативники передали экспертам снятые с руля брошенных «Жигулей» отпечатки пальцев. Сверив их с базой данных граждан, имевших ранее судимости, установили, что «пальчики» принадлежат жителю Днепропетровской области Гасану Зафарову (имя изменено), который был причастен к кражам крупного рогатого скота и разбойным нападениям на пенсионеров. Установили за ним негласное наблюдение, и вскоре «пазлы» сложились в четкую картинку.
— Уроженец Грузии, азербайджанец по национальности, 40-летний Гасан Зафаров, который несколько последних лет проживает в Украине, был соорганизатором преступной группировки, — продолжает Олег Бех. — Себе в подельники он взял трех земляков (в возрасте от 30 до 40 лет) из Киева и Днепропетровской области. Все — ранее судимые.
У бандитов имелось четыре автомобиля, которые они меняли каждый раз, отправляясь на очередное «дело». Машины покупали без документов, за бесценок.
— Самым сложным было установить место, где сообщники прятали оружие, что очень важно для доказательной базы преступлений и квалификации их тяжести, — говорит заместитель начальника Полтавской областной полиции Руслан Бирюков, руководивший операцией по раскрытию этого громкого дела. — Оперативники сутками не выходили из своих укрытий, не спуская глаз с подозреваемых. Но поставленную задачу выполнили: задокументировали, что орудия убийства хранились в арендованном гараже в Киеве. Задержать налетчиков после этого было уже делом техники. Сотрудники КОРДа без лишнего шума взяли главаря банды на одном из столичных перекрестков, когда тот ехал утром на такси. Одновременно были проведены аресты и его подельников.
В ходе санкционированных обысков по месту жительства злоумышленников правоохранители изъяли целый арсенал огнестрельного и холодного оружия, а также камуфляжную форму, тканевые и силиконовые маски, в которых преступники врывались в жилища своих жертв, награбленные ценности и деньги. Уже доказаны десять эпизодов разбойных нападений, совершенных членами преступной группировки Гасана Зафарова на территории Полтавской, Киевской и Днепропетровской областей. Но следствие продолжается, и не исключено, что всплывут еще какие-то факты из бурного прошлого задержанных. Все они находятся в СИЗО. И в ближайшие восемь—десять лет будут изолированы от общества.
Надо заметить, что после ликвидации этой банды количество разбойных нападений и грабежей на Полтавщине значительно уменьшилось.
Фото с сайта ГУ НП Украины в Полтавской области