Имитируя желание покончить с собой, 18-летний студент из Николаева отговорил от самоубийства шестерых человек
Новости о «синих китах» — группах в соцсетях, которые подталкивают молодых людей к самоубийству, — в последние месяцы стремительно ворвались в жизнь украинцев. Попытки подростков покончить с собой после выполнения всех заданий в смертельных интернет-играх произошли в разных регионах страны. Как уже сообщали «ФАКТЫ», в этом году предотвращена попытка самоубийства двух юных киевлянок, собиравшихся спрыгнуть с многоэтажки. А в Херсоне две 17-летние девушки, отказавшиеся свести счеты с жизнью, сбежали из дому из-за угроз куратора расправиться с ними. Девушек разыскали полицейские и вернули родителям.
Недавно в Николаеве полиция задержала двух администраторов суицидальных групп «Синий кит». Подростков подстрекали к уходу из жизни студенты одного из медицинских вузов, проводившие эксперименты с психикой пользователей социальных сетей. Однако вскоре парней отпустили, так как преступление было не доведено до конца и не доказано.
В Николаевской области пока не зафиксировано трагедий из-за подобных забав в Интернете. По словам сотрудников киберполиции, они ведут профилактику таких случаев, мониторят социальные сети. И у них неожиданно появились помощники в борьбе с теми, кто склоняет детей и подростков к суициду. Студент одного из николаевских вузов Иван Бондарь (на фото в заголовке) и его друзья решили разоблачить таких кураторов, внедряясь в «группы смерти».
В социальной сети на странице Ивана Бондаря полицейские обнаружили прощальное письмо, в котором он писал о том, что решил совершить самоубийство. Там же были «прощальные» фотографии. Однако, как сообщила «ФАКТАМ» сотрудник отдела коммуникации полиции Николаевской области Инна Парфенова, в дежурную часть полиции области информация о суициде среди молодых людей не поступала. Выяснилось, что автор послания жив и здоров. Более того, занят довольно рискованным, но актуальным делом — разоблачением кураторов «групп смерти». Парень вступил в одну из них и стал выполнять задания «наставника»…
Не скрываясь, 18-летний студент Иван Бондарь ответил на вопросы корреспондента «ФАКТОВ».
— Иван, как возникла идея разоблачить кураторов «групп смерти»? Давно знаешь о таких сообществах?
— В разных странах подобные интернет-группы были и раньше. А в Украину виртуальные сообщества суицидников перекочевали из России. Там это все, по моим наблюдениям, начало бурно развиваться после «конца света» в 2012 году. Из России, кстати, и Филипп Лис (Будейкин), которого считают основоположником «синих китов».
В 2015 году меня потрясло самоубийство россиянки Рины Павленковой, которая после участия в «игре» положила голову под поезд. Сначала она сфотографировалась на фоне проезжающих составов. За несколько минут до смерти написала на своей странице: «Ну, пока!» — и пошла на рельсы. Жуткая история. А я решил заняться охотой на «синих китов» месяц назад, видя, как стремительно эта тема стала раскручиваться в нашей стране.
— Как ты нашел кураторов?
— Выйти на них было несложно. Я перерыл Интернет, нашел сразу нескольких кураторов и вел с ними переписку одновременно.
— В чем состоит «игра»?
— Обычно квест состоит из 50 заданий, которые нужно выполнять по одному в день. Например, сделать порезы на руке, выцарапать на коже изображение кита, посмотреть страшный фильм… Все это должно подтолкнуть человека к финалу — самоубийству. С одним из кураторов мне «повезло» — он давал задания не раз в сутки, а по факту выполнения. Так что «ускоренный курс суицида» я прошел за шесть дней. При этом «порезы» наносил акварельной краской и выставлял фотографии в «отчетах» на своей странице в соцсети «ВКонтакте». В качестве последнего шага мне предложили либо повеситься, либо спрыгнуть с высотного дома. Я выбрал второе. Отчетом о суициде стал «прощальный» пост в соцсети и сэлфи на крыше недостроенной девятиэтажки, с которой я «спрыгнул». После того как на меня вышли полицейские, передал им IP-адрес «наставника» и всю информацию о нем.
— Как ты объяснил куратору свое стремление к суициду?
— Написал, что не хочу жить, потому что у меня в зоне АТО погибло много товарищей. Что друзья там погибли — это, кстати, правда. Пережить такое тяжело. Но самоубийство совершать я не собирался.
— Где находятся кураторы, которых тебе удалось обнаружить?
— Не только в России, но и в Украине — в Черкассах и Первомайске Николаевской области.
— В каких соцсетях распространены «синие киты»?
— В «Инстаграме» и «ВКонтакте». А в «Твиттере», наоборот, уже много наших единомышленников — «антикитов».
— Ты общался с молодыми людьми, которые задумали покончить с собой?
— Да, и продолжаю общаться. У меня около двадцати таких собеседников, среди них есть даже дети — в возрасте от… 12 лет. Шестерых молодых людей уже сумел отговорить от самоубийства. Это парень и пять девушек. Они из разных городов России и Беларуси. На них психологически подействовали показанные мною «порезы», они испугалисть такое с собой делать. Да и причины для суицида у них «никакие».
— Что за причины?
— В основном — неразделенная любовь. Думаю, из-за этого не стоит накладывать на себя руки. А вот у 17-летней девушки из Минска действительно жуткая жизнь — ее постоянно насилует отчим. И защитить ее некому. Я передал информацию нашим полицейским, чтобы они связались с белорусскими коллегами. Сам же могу лишь общением через Сеть ее поддержать.
— Зачем кураторы «групп смерти» всем этим занимаются? В чем смысл?
— Есть такие, кто от доведения других до суицида получает удовольствие. Вполне возможно, что «игра» замешана на деньгах и кому-то платят за каждую новую смерть. А на днях мне написали, представившись «российской ФСБ», что из-за меня их «эксперимент» (создание «групп смерти». — Авт.) провалился. Есть предположение, что все эти «игры» — дело спецслужб. Но это лишь предположение.
— IP-адрес куратора сложно вычислить?
— Если он пользуется браузером Тоr, который шифрует данные, то намного сложнее, чем в других браузерах. Но мы программисты, нам это не трудно.
— После всего, что произошло, тебе поступали угрозы? Ты не боишься?
— Нет, мне не страшно. Но угрозы были. Писали, мол, мы знаем, что ты не умер, и знаем куда к тебе приехать. В ответ я скинул им свой адрес и написал: «Приезжайте. Я вас жду». А с полицией у нас теперь тесные связи в разоблачении «синих китов». Все данные уже переданы правоохранителям.
Как сообщил начальник николаевского подразделения киберполиции Вячеслав Кулиуш, все полученные от «охотников за китами» сведения отрабатываются, чтобы установить личности кураторов «групп смерти».
К сожалению, бесконечно реформируемое украинское законодательство ничего не говорит о борьбе с таким способом доведения до суицида. И пока не было ни одного случая привлечения за это к ответственности.