Печерский райсуд Киева арестовал членов банды угонщиков элитных автомобилей, контролировавших как минимум 90 процентов этого преступного бизнеса по всей стране. Угоняя автомобиль VIP-класса, они в течение нескольких часов возвращали его владельцу. Организатор группировки в глазах своих жертв выглядел благодетелем — люди были уверены, что он, используя свои связи, помог им найти украденный автомобиль. И несли ему вознаграждение.
Сейчас задержанных (пока их пятеро, но правоохранители уверены, что на самом деле злоумышленников больше) арестовали. Правда, с возможностью внесения залога. Например, 37-летний организатор группировки может выйти на свободу, если заплатит пять миллионов гривен. Для четверых его сообщников сумма залога меньше — от 800 тысяч до трех миллионов гривен. Учитывая то, что только за последние полгода преступники обогатились на десятки миллионов гривен, для них такой залог вполне посильный.
Аферистов задержали, когда они угнали очередной «Мерседес» представительского класса и ждали звонка от его владельца — достаточно известного во Львове человека. Преступники были убеждены, что, обнаружив пропажу, владелец элитной иномарки сам обратится не только в полицию, но и к своему знакомому с большими связями (этим знакомым и был главарь угонщиков). Но этого не произошло: их задержали правоохранители, а автомобиль вернули пострадавшему.
— Схема, по которой действовали преступники, работала безотказно, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник Департамента внутренней безопасности Национальной полиции Украины Евгений Коваль. — Мы заметили, что за последний год по всей стране произошел небывалый всплеск автомобильных угонов. Похищали в основном элитные иномарки. Нас заинтересовал тот факт, что в большинстве случаев владелец авто успевал обратиться в полицию, но буквально через несколько часов сообщал, что помощь ему больше не нужна — дескать, машина нашлась.
В результате нам удалось выйти на преступную группировку, которую организовал бывший курсант Академии МВД. Академию он не закончил — его отчислили за хранение наркотиков. Кроме того, этот человек состоял в группировках, занимавшихся рэкетом и грабежами. Уголовники знали его по кличкам Карп, Псих и Жид. Его неоднократно доставляли в Голосеевское РОВД, где он обзавелся связями. Познакомился с сотрудником, который работал в отделе по расследованию угонов автомобилей, и с тех пор поддерживал с ним связь. А когда в 2013 году этот человек ушел на пенсию в звании подполковника, они стали сообщниками.
Чтобы осуществить свой план, организатор аферы должен был лично познакомиться с потенциальными жертвами — бизнесменами, высокопоставленными чиновниками и другими обеспеченными людьми, которые владели автомобилями VIP-класса. Такие знакомства ему удалось завести благодаря однокурсникам из академии, занимавшим высокие посты во всех правоохранительных структурах. Он везде рассказывал, что является человеком влиятельным и может решить любой вопрос, в том числе и вернуть украденное имущество. Вскоре после этого у человека, которому он рассказывал о своих связях, угоняли автомобиль. И пострадавший обращался к нему за помощью.
По словам Евгения Коваля, у «курсанта» и подполковника были сообщники. Кто-то из них уже был судим, кто-то находился под следствием. Сообщники обосновались в разных регионах и делились на группы: группа по «Лексусам», по «Тойотам», по «Мерседесам» и так далее. Их задачей было находить в городе элитные иномарки определенной марки. В основном они искали машины возле ресторанов и торговых центров.
Увидев в городе хороший «Мерседес», член группировки должен был узнать, кто его владелец, — чтобы главарь банды мог с этим владельцем познакомиться и как бы невзначай рассказать о своих связях. Если знакомство состоялось, можно было переходить ко второй части плана — к угону авто. Преступники следили за владельцем «Мерседеса», дожидаясь, когда тот оставит машину на парковке, а сам, например, уйдет в супермаркет. Через несколько секунд после ухода владельца мимо его автомобиля проходил человек с папкой-портфелем в руках. В портфеле находилось устройство, считывающее информацию с электронного ключа. Такое устройство стоит около 20 тысяч евро и обеспечивает угон авто в течение 20 секунд. Как только «прохожий» снимал информацию, его сообщник получал сигнал на специальный блок. Автомобиль, «увидев» свой ключ, снимал блокировку. Преступник спокойно садился за руль и уезжал.
— Машину отвозили в гараж недалеко от места преступления, — продолжает Евгений Коваль. — В большинстве случаев преступники были уверены, что владелец иномарки, вспомнив о «человеке с большими связями», сам попросит у него помощи. Чаще всего так и происходило. Поскольку угонщики возвращали автомобиль в течение нескольких часов, они не видели смысла отвозить его далеко. Более того, старались не выключать двигатель, поскольку устройство, списывающее информацию с электронного ключа, срабатывало только один раз. Поэтому, угоняя автомобиль, преступники заправляли его и держали включенным в гараже до тех пор, пока организатор аферы не говорил им вернуть машину обратно.
Потерпевший об этом, естественно, не догадывался. Он вызывал полицию. Потом звонил главарю группировки в надежде, что тот сможет помочь. Тот соглашался и вскоре сообщал: «Машину нашли. Но нужно заплатить». Сумма вознаграждения — от 20 до 50 тысяч долларов. Человек соглашался заплатить, лишь бы вернуть свой автомобиль. Тем более что украденная иномарка стоила намного дороже.
— А если человек, у которого украли машину, вызывал полицию, а «знакомому с большими связями» не звонил?
— Тогда аферист сам выходил на свою жертву: «Через знакомых узнал, что у вас угнали автомобиль. Могу помочь». Но в таком случае провернуть аферу за пару часов не получалось. Машину отвозили за город, выключали двигатель (не мог же он работать сутками), а потом говорили владельцу, что он должен дать не только деньги, но и электронный ключ от своей машины.
Потерпевшие при этом даже не подозревали, что человек, к которому обратились за помощью, и был угонщиком. Они благодарили своего спасителя, рекомендовали его знакомым, приглашали в дом, а некоторые даже просили стать крестным их детей. Популярность главаря группировки среди влиятельных людей росла. Он знакомился с новыми «клиентами», у которых вскоре тоже угонял их автомобили.
Фамилии пострадавших в полиции не называют. Говорят только, что среди них есть народные депутаты и сотрудники Администрации президента. Из своих источников «ФАКТАМ» удалось узнать, что одной из пострадавших стала народный депутат, председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Два месяца назад у нее угнали «Мерседес». Это произошло в тот момент, когда ее муж зашел в аптеку. После чего Южаниной позвонили и предложили вернуть авто за вознаграждение. Но депутат отказалась, ограничившись обращением в полицию. Автомобиль ей, кстати, потом вернули. Помощница Нины Южаниной подтвердила «ФАКТАМ», что такой случай был, но сказала, что сама депутат не хочет это комментировать.
Кстати, в соцсетях есть фотография, на которой главарь группировки стоит в обнимку с бывшим губернатором Одесской области Михеилом Саакашвили. Седьмого июля прошлого года у Саакашвили угнали внедорожник «Тойота Ленд Крузер». Вскоре появилась информация, что машину нашли. Но в свете открывшихся фактов не исключено, что и Саакашвили стал жертвой предприимчивых автоугонщиков.
— Мою «Тойоту Ленд Крузер 200» угнали 19 сентября прошлого года, — рассказала «ФАКТАМ» жительница Чернигова Карина. — Я оставила машину под домом. Мы с мужем живем в элитном доме. Наши машины стояли рядом: «Мерседес» мужа и моя «Тойота». Утром я обнаружила, что «Тойота» пропала. Мы тут же обратились в полицию, но по горячим следам автомобиль не нашли. А через пять дней нам позвонили знакомые. Рассказали, что есть человек, который узнал о том, что у нас случилось, и может вернуть мою машину за 33 тысячи долларов. В доказательство своих слов передали мои документы, которые остались в угнанной машине. Мы согласились и на следующий день должны были передать деньги. Но сделка почему-то сорвалась. Нам перезвонили и сказали, что обмен не состоится. Причин не объясняли. А буквально через неделю точно так же угнали дорогой автомобиль наших знакомых. Им тоже предложили вернуть машину за вознаграждение. Потом я узнала еще о двух таких же случаях в Черниговской области. Стало понятно, что действует организованная группировка.
Интересно, что главарь банды дружил с ворами в законе, у которых потом тоже угонял автомобили. И даже они верили в разыгранный им спектакль.
— Группировка тщательно конспирировалась, — говорит Евгений Коваль. — Они владели информацией о работе оперативных служб. Знали автомобили, которые использует «наружка», какими средствами связи нужно пользоваться, чтобы разговоры не были зафиксированы. Среди знакомых главаря группировки были полицейские, прокуроры, судьи, нотариусы. Сейчас мы проверяем всех этих людей. А особенно — действующих сотрудников полиции, которые общались с задержанным. Кроме того, хочу обратиться к пострадавшим, которые в свое время поверили подозреваемому и не стали обращаться в полицию по поводу угона их авто.
В деле уже есть одиннадцать потерпевших, но мы знаем, что их намного больше. И просим этих людей все-таки обратиться в правоохранительные органы по телефону (098) 891−37−40.
Преступники жили на широкую ногу. Организатор группировки владел дорогим особняком под Киевом, ездил на «Мерседесе», а его жена — на «Ауди Q7». Еще у него есть вилла на Мальдивах. А у ребенка щенок за пять тысяч долларов. Зато сообщник главаря банды, подполковник в отставке, жил подчеркнуто скромно — обычная квартира, недорогая одежда. У него была репутация честного и порядочного человека.
Подполковник, кстати, пока не задержан.
— Сейчас арестованы пять человек: главарь банды и четверо подельников, — уточняет Евгений Коваль. — Но группировка состояла как минимум из 14 участников. Поэтому после проведения необходимых экспертиз будут и другие задержанные.
— Подозреваемые признают вину?
— Нет, они все отрицают. Хотя доказательств вины каждого более чем достаточно. Мы зафиксировали угоны и попытки выманить у жертвы деньги, а также непосредственно передачу денег. На суде, где подозреваемым избирали меру пресечения, главарь группировки возмущался: дескать, как ему могут вменять угоны, которые произошли, например, во Львове, если он во Львове не был. Но ему необязательно было ехать во Львов — ведь там работали его подельники, и это подтверждается доказательствами. Трое из задержанных были судимы за кражи и разбои.