На прошлой неделе в Николаеве произошло ЧП: 11-летняя Рита Саргсян упала в люк прямо возле своего дома. Этот люк девочка не заметила, потому что кто-то прикрыл его старым матрасом, который завалило снегом. Рита провалилась вниз вместе со своей любимицей Нюшей — собакой породы ши-тцу, с которой вышла на прогулку.
Сейчас Рита, которая провела в люке около сорока минут (и это на десятиградусном морозе!), лежит дома с температурой. Мама лечит ее и отпаивает горячим чаем, а девочка переживает, чтобы не простудилась еще и собачка. Говорит, что только благодаря Нюше осталась жива. Ведь если бы собаку, которую чудом удалось выбросить из люка, не увидел сосед, Риту могли и не найти.
— А не заметить нашу Нюшу было сложно, — говорит мама Риты Людмила Зайцева. — Собака обледенела — вся шерсть покрылась кусочками льда, одежка (на ней был комбинезончик) промокла. Лапки были как сосульки. Тем не менее она продолжала бегать возле люка и скулить. Ее заметил сосед Сережа, который проходил мимо. Он Нюшу сразу узнал и понял, что что-то случилось. Я в тот момент находилась дома и даже не подозревала о том, что произошла беда. Дочка должна была пойти в гости к моей маме, которая живет в соседнем дворе. «Мы с Нюшей чуть-чуть погуляем — и сразу к бабуле», — сказала Рита. Как только дочка ушла, я позвонила маме и предупредила, что к ней идут гости. Мама прождала полчаса, но Рита не пришла. Разволновавшись, мама уже собиралась идти ее искать. Но только мы вряд ли ее нашли бы. Искать стали бы во дворе, у друзей, но точно не в люке.
В люке было темно, холодно и сыро. А плитка, на которой я стояла, оказалась настолько маленькой, что я запросто могла свалиться вниз. Этого боялась больше всего. Дна не видела. Судя по всему, люк был очень глубоким. Но слышала, что там течет вода. Нюша стала скулить и пыталась вырваться. Она всегда так себя ведет, когда чего-то боится. Я схватила ее так крепко, как только могла. Не дай Бог уронить! Иначе потом не достала бы ее. Честно говоря, в тот момент больше боялась за Нюшу, чем за себя. Начала звать на помощь, но быстро поняла, что меня никто не слышит.
Так прошло, наверное, минут двадцать. Мы с Нюшей стали замерзать. Чтобы согреть собачку, я спрятала ее себе за пазуху. «Все будет хорошо, — говорила ей. — Ты только не бойся». А сама переживала, как бы она не заболела. Знаю, что у таких маленьких собачек очень слабый иммунитет. Тут у меня зазвонил телефон. Я попыталась взять трубку и уронила варежки. Они упали на самое дно, и по звуку я поняла, что их тут же унесла вода. Потом упал и пакет с продуктами. Самое ужасное, что и на звонок я не ответила. Подняла трубку, а там сказали: «Только экстренные вызовы». Наверное, в люке не было связи или намокла sim-карта. Я хотела положить телефон в карман, но уже плохо чувствовала свои руки и промахнулась. Телефон выскользнул и тоже упал. Вот тогда мне стало по-настоящему страшно. Теперь я уже точно никому не могла позвонить. И телефон потеряла, а они сейчас очень дорогие. Думала о том, что скажу маме, когда выберусь. А потом поняла, что могу и не выбраться, и стало еще страшнее.
— Ты продолжала звать на помощь?
— Конечно! Кричала, пока не охрипла. Я слышала чьи-то голоса — совсем рядом ходили люди. Но они меня, к сожалению, не слышали. Потом я заметила, что Нюша начала леденеть. На шерсти образовались кусочки льда, хотя она была у меня под курткой. Нюшка так замерзла, что даже не могла скулить. Поняла, что нужно ее спасать. В конце концов кое-что придумала.
*Несмотря на свой игрушечный и декоративный вид, собаки породы ши-тцу являются отличными компаньонами для детей и взрослых
Сначала ничего не получалось. Собачка падала обратно. К счастью, я успевала ее ловить. Поймаю — и опять пытаюсь выбросить. И так восемь раз. Когда уже потеряла надежду, вдруг получилось: Нюшка оказалась на поверхности! Как же я обрадовалась! Она была в безопасности. Меня это успокоило.
Сама Рита оставалась в люке. Но начала искать варианты спасения.
— Я заметила на стенке люка острые металлические крючки, — продолжает девочка. — Они были немного выше той плиты, на которой я стояла. Подумала, что, хватаясь за эти крючки, смогу выбраться наверх. Но я не знала, что крючки ржавые и прогнившие. Схватилась за один из крючков, а он остался у меня в руке. Дотянулась до следующего — то же самое. Пробовала до тех пор, пока все крючки, до которых дотягивалась, не остались у меня в руках. А руки в тот момент уже вообще меня не слушались. Сначала они просто замерзли, потом стали покалывать, а тут я просто перестала их чувствовать. И ноги тоже. Я совсем отчаялась. Подумала, что, наверное, здесь и… (голос девочки дрожит). Думала, что никто меня уже не спасет.
— Именно в этот момент наш сосед Сережа Хлопицкий вышел во двор, чтобы выбросить мусор, — говорит мама Риты. — Злополучный люк был рядом с мусорными баками. И он заметил нашу Нюшу.
— А я уже испугалась, что Нюша куда-то убежала, — признается Рита. — Сначала слышала, как собачка скулит возле люка, а потом она затихла. Я стояла и молилась. Просила Бога помочь мне, подсказать выход. И вдруг увидела на стенке люка металлическую ручку. В отличие от крючков она не проржавела. Решила уцепиться за нее. Это было непросто, потому что до той ручки нужно было еще допрыгнуть. И не упасть. Ведь плитка, на которой я стояла, маленькая, а ноги уже почти не слушались. Но я прыгала и таки смогла за нее уцепиться. Ноги висели в воздухе. Держась одной рукой за эту ручку, второй я ухватилась за край люка. И в этот момент кто-то протянул мне две руки. Я за них ухватилась, и кто-то вытащил меня на поверхность.
Этим кем-то и был сосед Сергей Хлопицкий.
— А я как раз решила позвонить маме, чтобы спросить, дошла ли к ней Рита, — говорит Людмила. — Дочке звонила, но она не брала трубку. Еще подумала: «Вот Ритка, ленится достать трубку из кармана». Оказалось, набирала ее номер в тот момент, когда она уронила телефон на дно люка. И тут в квартиру зашел сосед. Одной рукой держал насквозь промокшую Риту, второй — обледеневшую Нюшу. Я была так шокирована, что сначала даже не запомнила, что их привел Сергей. Тут же схватила Риту — и помчалась в ванную. Дочка запротестовала: «Без Нюши не пойду! Она же заболеет!» В результате усадила в ванну обеих. Одежду с дочки в прямом смысле сдирали, а вода комнатной температуры ей показалась горячей…
— Но мы с Нюшей отогрелись, — вспоминает Рита. — Она, к счастью, не заболела. А я немножко простудилась. Уже несколько дней держится температура. Еще мне страшно засыпать, потому что перед сном начинаю вспоминать тот люк…
Нюшу мне подарили на день рождения три года назад. С тех пор она — член нашей семьи и мой лучший друг. Тогда, в люке, я в первую очередь спасала ее. А получилось, что она спасла меня.
— Нюша полноправный член семьи, — улыбается Людмила. — Мы празднуем ее дни рождения, дарим ей подарки на Новый год. Хорошо, что эта история закончилась именно так. Но ведь все могло быть иначе. Глубина колодца — три с половиной метра. И если бы Рита не приземлилась на плиту, она, наверное, разбилась бы. В полиции сказали, что открыли уголовное дело и будут разбираться. Хочется верить. Хотя сейчас коммунальные службы пытаются откреститься от того злополучного люка.
После ЧП с Ритой люк, наконец, накрыли крышкой. Но своих ошибок никто признавать не хочет. И объяснить, почему в течение длительного времени (соседи подтвердили, что на люке с лета не было крышки) он был открыт, не могут.
— Этот люк находится на балансе городского водоканала с 4 марта 2016 года, — заявил директор жэка «Зоря» Владимир Курятник. — Поэтому все вопросы к ним.
И показал подтверждающий его слова акт.
У работников водоканала другая версия. Они утверждают, что директор жэка не показал журналистам не менее важный документ — перечень люков, которые передавали на баланс водоканала. И того самого люка, в который упала Рита, в списке, по их словам, нет.
— Все это предстоит выяснить следствию, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Николаевского областного управления полиции. — Назначена экспертиза для установления степени тяжести полученных девочкой травм. Открыто уголовное производство по статье «Служебная халатность».