Членом этой же группы была 15-летняя студентка мариупольского техникума, девять дней назад совершившая суицид
7 декабря в Мариуполе Донецкой области покончила с собой 15-летняя студентка местного техникума Вилена. Она бросилась с крыши многоэтажки. Предсмертной записки не оставила. Сотрудники полиции обнаружили у девочки блокнот, в котором она писала о готовящемся самоубийстве. Как выяснилось, в соцсети Вилена состояла в «группе смерти» — сообществе людей с суицидальными настроениями.
Изучив страницу этого сообщества (она была закрыта для общего доступа), сотрудники полиции выяснили, что студентка выполняла задания квеста для самоубийц. Задания были разными. Например, порезать руку ножом, явиться в таком виде в техникум и выставить фотографии изрезанных рук в соцсеть. Или написать сочинение на тему «Как я хочу совершить самоубийство». В этих группах есть свои правила, зашифрованные послания и кодовые слова. Когда Вилена покончила с собой, модератор «группы смерти» опубликовал ее фотографию и подписал: «Мой кит».
— У девочки остались папа, мама и брат. Вполне благополучная семья, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник пресс-службы Донецкого областного управления полиции Наталья Шиман. — Она исправно посещала техникум, была на хорошем счету у преподавателей. О «группах смерти», в одной из которых, как выяснилось, состояла девочка, в течение этого года много говорили в России — там суициды среди подростков уже стали массовыми. Теперь же выяснилось, что «группы смерти» дошли до Украины.
Мы сразу начали проводить профилактическую работу среди подростков. Одна наша сотрудница поговорила на эту тему со своим сыном. «У нас в классе есть такой мальчик, — рассказал ребенок. — Он пишет в Интернете, что играет со смертью и скоро умрет». И действительно, 13-летний подросток публиковал в социальных сетях такие записи. Наша сотрудница тут же позвонила классному руководителю, а затем полицейские связались с родителями этого мальчика. Семья, как выяснилось, благополучная, достаточно обеспеченная. Но в последнее время родители подростка часто ссорились и находились в шаге от развода. Пока взрослые выясняли отношения, их ребенок, почувствовав себя одиноким, нашел утешение в суицидальных группах. Там ему, как и погибшей девочке, начали давать задания. К счастью, выполнить последнее он не успел. Собирался сделать это 12 декабря — написал, что это будет его последний день.
Только благодаря тому, что сын нашей сотрудницы вспомнил об этом мальчике, нам удалось его остановить. Сотрудники полиции делали это очень осторожно, с помощью психологов. Родители мальчика были в шоке. Знали, что сын часто пропадает в Интернете, но такое не могли даже предположить. Сейчас они уже передумали разводиться и вместе пытаются помочь своему ребенку.
— Полицейским удалось выяснить, кто отправлял Вилене, покончившей с собой, задания по Интернету?
— Сейчас идут следственные действия. Уголовное производство открыто по статье «Умышленное убийство». Родители погибшей студентки помогли следствию, но общаться с журналистами пока не готовы — не могут прийти в себя после трагедии.
Однокурсники Вилены рассказали, что незадолго до гибели она приходила на занятия с порезанными руками. Но тогда им Вилена не стала ничего объяснять.
— В последнее время она вела себя странно, — рассказал «ФАКТАМ» приятель Вилены, попросивший не называть в газете его имя. — Стала задумчивой, даже замкнутой. Но в душу ей никто не лез: мало ли, какие у человека могут быть проблемы? Один раз она написала в соцсети что-то о несчастной любви. Из текста было понятно, что ее бросил парень. На своей страничке «ВКонтакте» она что-то писала о суициде, но я думал, это просто какие-то приколы…
Сколько времени Вилена состояла в «группе смерти», точно не известно. Еще 18 октября она по заданию модератора писала сочинение на тему «Как я хочу умереть». Вот что написала студентка:
«Я хочу умереть эпично, чтобы люди запомнили это навсегда. Скорее всего, я хочу умереть, прыгнув с крыши. Но я не хочу прыгать одна. Я хочу прыгнуть со своим человеком, которого я люблю. Мы возьмемся за руки и ступим за край и прыгнем в этот холодный асфальт. Я не знаю, есть ли что-то после этой жизни, но я точно знаю, что эта жизнь меня не устраивает, и если я не могу ничего изменить в этом мире, то мне лучше уйти. Я часто представляла себе, как это будет: мы возьмемся за руки и будем лететь вниз, с высоты 9-этажного дома. Мы разобьемся и умрем. Но в те мгновения, что мы будем лететь до земли, мы поймем, что в мире ничего не изменить, ведь мир — это зло».
Шестого декабря она опубликовала картинку с надписью «Завтра я умру». А утром 7 декабря написала: «Спасибо. Спасибо за то, что сначала сделал меня самым счастливым существом во вселенной, а потом опустил ниже Марианской впадины. Я не знаю, что с тобой произошло, но ты бросил меня. Как и все…» В 11.24 Вилена опубликовала фото, сделанное на крыше многоэтажки и написала: «Квест пройден. Остался один шаг». Затем еще одна запись — в 11.35: «Я и не думала, что прыгать будет так страшно: вроде бы сделай шаг вперед — и все, дело сделано. Но этот самый шаг, капец, как сложно сделать». 11.51: «Мне страшно, я боюсь…» С тех пор в Интернет она больше не заходила.
На следующий день модератор «группы смерти» назвал Вилену «своим китом». В сообществах самоубийцы часто пишут о китах и бабочках — потому что бабочки живут всего один день, а киты выбрасываются на берег, как бы совершая суицид. В соцсети «ВКонтакте» есть много закрытых сообществ с такими названиями: «Киты плывут вверх», «Море китов», «Космический кит» и так далее. Массовые суициды по наводке модераторов «групп смерти» в последние годы начали происходить в России. По данным российской «Новой газеты», только с ноября 2015-го по апрель 2016 года в стране насчитали 130 (!) суицидов среди подростков, состоявших в одних и тех же группах в Интернете.
Об этих группах «Новой газете» подробно рассказала Ирина, мама погибшей девочки Эли из Рязани. В декабре прошлого года 12-летняя Эля выбросилась из окна 15-го этажа. Семья благополучная — папа, мама, двое детей (у Эли была младшая сестричка). Ирина рассказала, что у ее дочки, как у большинства подростков, были комплексы — она казалась себе полной, почти ничего не ела и страдала от неразделенной любви к мальчику.
В последнее время дочь постоянно хотела спать, хотя вроде бы ложилась вовремя. Уже после гибели девочки ее мама узнала, что дочь просыпалась ровно в 4.20 утра — в это время все потенциальные самоубийцы заходили в чат и переписывались до утра (кстати, до недавнего времени «ВКонтакте» даже была группа под названием «Разбуди меня в 4.20»). Еще Ирина заметила, что ее дочь начала рисовать бабочек и китов.
За два дня до трагедии Эля написала своей подруге: «Если я умру, ты удалишь меня из друзей?» И прислала ей фотографии рук с порезами. На вопрос подруги, зачем она себя порезала, Эля коротко ответила: «Просто так. Почему бы не поцарапаться?» В день похорон девочки ее соседке (которая, скорее всего, тоже была зарегистрирована в «группе смерти») пришло сообщение: «Минус один, ты следующая».
Чтобы выяснить, что толкнуло ее дочь на такой шаг, Ирина под видом подростка сама зарегистрировалась в соцсети и вступила в группу самоубийц. Найти ее оказалось несложно. Чаще всего ссылки на тайные сообщества сопровождались таким текстом: «Тебя никто не любит? Предали друзья? Бросил парень? Часто слушаешь грустную музыку? Присоединяйся к нам!»
Ирина узнала, что у членов этих групп, оказывается, есть кумир — 16-летняя Рина, которая 23 ноября прошлого года бросилась под поезд. За минуту до суицида девушка опубликовала свою фотографию на фоне рельсов и движущегося в ее направлении грузового поезда и тут же стала героем для суицидально настроенных подростков. Ирина вспомнила, как незадолго до смерти ее Эля сказала: «Если бы у меня была дочка, я назвала бы ее Рина. Мне так нравится это имя».
Ирина выяснила: как только очередной подросток вступает в «группу смерти», модератор дает ему 50 дней. За это время он должен выполнить все задания, после чего совершить суицид. Это как игра: выполнил задание — прошел на следующий уровень. Одним из таких заданий было сделать порезы на своей руке (это выполняла и дочь Ирины, и 15-летняя Вилена из Мариуполя). В ходе дальнейшей переписки пользователь с именем «Ева Рейх» (который инструктировал Элю) дал задание и Ирине — броситься под поезд.
В ноябре нынешнего года в российском Солнечногорске задержали 21-летнего администратора сразу нескольких суицидальных групп, который был зарегистрирован в соцсетях под именем «Филипп Лис». Его настоящее имя — Филипп Будейкин. Давать показания следствию он отказался. Будейкина арестовали. То, что он доводил до самоубийства сотни
*Филипп Будейкин
Группы, которыми руководил Филипп Будейкин, регистрировались в России, но в них состояли подростки из разных стран, в том числе из Украины. География для интернет-маньяков не имеет значения. Они охотно склоняют к суициду любого, кто к ним присоединяется.
Задержанием Будейкина массовые самоубийства, к сожалению, не заканчиваются. Подобных групп много, и администраторы у них разные. В ноябре прошлого года «ФАКТЫ» рассказывали об интернет-маньяке, который довел до самоубийства, как минимум, девять девушек. Он был зарегистрирован под именем «Анастасия Коваленко» и находил жертв через такие же группы в Интернете. Входя в доверие к девушкам и узнавая, что их беспокоит (чаще всего это было непонимание со стороны родителей и конфликты с парнем), маньяк предлагал решить все проблемы самоубийством. Своим жертвам писал одно и то же: «Я медик и помогу тебе. Лучше всего повеситься». Когда открыли уголовное производство, следствие выяснило, что мифическая «Анастасия Коваленко» — это на самом деле 30-летний мужчина из Запорожья. Его задержали по статье «Доведение до самоубийства», но до суда это дело еще не дошло.
— Модераторы так называемых «групп смерти» умело манипулируют подростками, — прокомментировала «ФАКТАМ» ситуацию столичный психолог Мария Алексеева. — Размещают в Интернете депрессивные картинки, стихотворения и тем самым внушают и без того угнетенному человеку, что единственный выход — это самоубийство. Чаще всего к этим группам присоединяются подростки 12—15 лет, которых не понимают дома. Я лично знаю 14-летнего мальчика, который состоял в суицидальном сообществе. Выполнил почти все задания так называемого квеста, но совершить суицид, к счастью, не успел — его отговорил старший брат, который заметил, что с подростком что-то не так. «Брат был первым, кто меня выслушал, — признался мальчик. — От мысли, что кто-то меня понимает, стало легче». Оказалось, его долгое время дразнили одноклассники, а родителям, как он сказал, «не было дела до его проблем».
Часто родители действительно считают, что проблемы их ребенка-подростка не стоят их внимания. Конфликты с одноклассниками, первая несчастная любовь — многие взрослые думают, что это пустяки. А ребенок чувствует это, замыкается и начинает искать единомышленников в Интернете. Кстати, когда этот подросток оставил мысли о суициде и решил выйти из группы, модератор не захотел его отпускать и даже начал шантажировать — угрожал, что опубликует в общем доступе фотографии и видео, как мальчик выполняет его задания. Помогло только обращение в полицию.
Об этой проблеме нужно говорить хотя бы для того, чтобы предупредить об опасности родителей подростков. Совет для всех универсальный: следите за своими детьми, слушайте их. Подростки, которые хотели совершить суицид, говорят одно и то же: им некому было выговориться. Будьте другом для своего ребенка и объясняйте ему, что принимаете его любого. Он будет знать, что родители всегда на его стороне и не будет искать помощи у незнакомцев из Интернета.