Ужасная трагедия, произошедшая в ночь на 4 декабря в поселке Княжичи Броварского района (это в 26 километрах от Киева), в результате которой в обоюдной перестрелке погибли пять сотрудников полиции, вызвала огромный общественный резонанс.
Первым о ЧП, случившемся в элитном коттеджном поселке, написал на своей страничке в «Фейсбуке» советник министра внутренних дел народный депутат Антон Геращенко. По его словам, инцидент произошел во время проведения спецоперации по задержанию опасной вооруженной банды, системно грабившей дома киевлян и жителей Киевской области. В эту ночь сотрудники столичного главка полиции получили оперативную информацию об очередном готовящемся ограблении. В Княжичи выехали группы задержания уголовного розыска и спецподразделения КОРД (подразделение «Корпус оперативно-раптових дій» было основано полгода назад, его бойцы прошли жесткий отбор и двухмесячный курс по программе подготовки специалистов американских спецслужб). Сколько всего сотрудников полиции принимало участие в задержании банды, в МВД не сообщают.
На одной из улиц поселка Княжичи в строящемся частном доме спрятались полицейские разведчики, задачей которых было следить за обстановкой и подать команду на захват бандитов. Планировалось классическое задержание грабителей «на горячем». «Однако трагическая цепь случайностей помешала этому осуществиться, — сообщил Антон Геращенко. — В одном из соседних домов в автоматическом режиме сработала охранная сигнализация. На место прибыл наряд госслужбы охраны (ГСО), который заметил и задержал двоих полицейских-разведчиков, думая, что они могут быть причастны к срабатыванию сигнализации. В то же время оперативная группа захвата, судя по всему, решила, что сотрудники разведки попали в беду и захвачены обнаружившими их преступниками. Полицейские выехали на микроавтобусе на улицу, где сотрудники ГСО задержали полицейских-разведчиков. Между сотрудниками ГСО и группой захвата произошла перестрелка, длившаяся несколько мгновений и унесшая пять жизней». При этом нардеп просил не делать преждевременных выводов: «Следователи прокуратуры уже работают на месте трагедии и будут посекундно восстанавливать все детали произошедшего и устанавливать причины того, как и почему все это стало возможным».
Свидетелей трагедии среди местных жителей не нашлось, разве что несколько человек проснулись от выстрелов. По словам живущего неподалеку Сергея Слипченко, перестрелка продолжалась секунд 20—25, причем слышны были как одиночные выстрелы, так и автоматные очереди, а финальным аккордом прозвучал довольно сильный взрыв. «Разве можно в такой ситуации выходить на улицу? — пожимали плечами люди. — Кругом такой бандитизм, еще попадешь под случайную пулю!»
Версия советника министра внутренних дел Антона Геращенко сразу вызвала недоверие не только у экспертов, но и у обычных граждан. Как могли сотрудники разных ведомств одной правоохранительной структуры действовать столь нескоординированно? Почему в группе захвата решили, что сотрудники ГСО, задержавшие полицейских-разведчиков, и есть преступники? Неужели спецназовцы-профессионалы не заметили опознавательных знаков сотрудников ГСО и их автомобиля, — ну если те действительно находились при исполнении обязанностей? Общественное мнение допускало, что на самом деле причиной трагедии мог быть конфликт между подразделениями. Или же — еще одна версия — полицейские-разведчики в момент задержания сотрудниками госохраны находились вовсе не в недостроенном доме, а проникли в частную собственность с неясной целью.
На место происшествия прибыли руководители подразделений, сотрудники областной и Генеральной прокуратуры. Министр внутренних дел Арсен Аваков не появился на месте ЧП. По словам Геращенко, в то время он находился в командировке. (Примечательно, что на страничке Авакова в «Фейсбуке» также не было никакого комментария, хотя глава МВД является одним из активнейших интернет-пользователей среди высокопоставленных чиновников.)
Спустя несколько часов после начала работы следственной группы стали известны некоторые подробности, озвученные руководителем пресс-службы полиции Киевской области Николаем Жуковичем. Он отметил, что обе машины ГСО, прибывшие на место, были маркированы. От полиции охраны было задействовано два экипажа — шесть человек. Они были в бронежилетах и вооружены как табельным, так и травматическим оружием. Судить «кто в кого стрелял первым» можно будет после завершения экспертиз, однако левая сторона автомобиля охранников была буквально изрешечена пулевыми отверстиями (позже в сетях появился снимок машины и информация о том, что выстрелы производились из стволов 9-го калибра и 5,45-го миллиметра). Участники инцидента были в форме: КОРД — в своей, ГСО — в своей.
Кроме того, пресс-секретарь полиции снова повторил, что произошло трагическое недоразумение. Бойцы госохраны задержали полицейских-разведчиков, так как были не в курсе планов коллег: их могли не предупредить. Ведь чем больше народу знает о готовящейся спецоперации, тем больше шансов, что она рискует быть сорвана. Также стало известно, что взрыв, услышанный местными жителями, произошел тогда, когда под колеса автомобиля ГСО бросили светошумовую гранату.
Вчера пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган заявила: уже установлено, что первыми открыли огонь сотрудники КОРДа Национальной полиции Украины. Советник министра МВД Зорян Шкиряк в ответ заявил, что это произошло, поскольку «машина ГСО была без проблесковых маячков. И в такой тьме, где не было никакого освещения, не исключаю, что можно было и не увидеть опознавательные знаки».
А вот жители Княжичей придерживаются мнения, что говорить о банальном «недоразумении» не стоит.
— В поселке работали наши журналисты и они много чего наслушались, — рассказал руководитель программы «Надзвичайні новини», бывший советник главы МВД Константин Стогний. — Жители считают, что полицейские сами промышляли воровством в домах, и якобы Госслужба охраны их задержала. Приехал КОРД по команде свыше, чтобы отбить задержанных. Но сотрудники ГСО их не отдали и хотели доставить в райотдел. После обмена «любезностями» и запугиваниями у кого-то первого сдали нервы. Предварительно — у ГСОшника, потому, что они стопроцентно правы, им бояться нечего. Ну там и понеслось… Именно этим можно объяснить, что госохранники убиты, скорее всего, с близкого расстояния. Иначе как ночью можно попасть в незащищенные места людям в бронежилетах и касках?! Дай Бог, чтобы такая версия не подтвердилась…
Четверо полицейских скончались по пути в больницу, один — в лечебном учреждении. Департамент коммуникации МВД обнародовал список пятерых погибших: начальник отдела управления КОРД Главного управления Национальной полиции в Киеве майор Виталий Валецкий (известно, что ему 31 год, по образованию педагог, последние пять лет работал в органах внутренних дел), оперуполномоченные управления оперативной службы Главного столичного управления Национальной полиции старший лейтенант Юлиан Рудько и лейтенант Александр Маница, а также младший инспектор Броварского межрайонного отдела Управления полиции охраны старший сержант Евгений Куртев и сержант того же подразделения Сергей Орлов. О сотрудниках госохраны известно, что одному 25, второму 24 года, оба женаты, имеют маленьких детей.
Президент Петр Порошенко выразил соболезнования родным погибших сотрудников силовых органов и потребовал «расследовать причины этой болезненной трагедии и наказать всех виновных». Помимо полиции, инцидент будет расследовать областная прокуратура. Генеральный прокурор Юрий Луценко пообещал держать дело на личном контроле.
В МВД всячески подчеркивают, что полицейские погибли при исполнении служебных обязанностей. Вооруженную банду, грабившую селян, задержали той же ночью. Правда, не в Княжичах (по утверждению правоохранителей, преступники, явившиеся к намеченному дому на двух джипах, «испугались выстрелов и уехали»). Их автомобили были остановлены уже в Киеве.
— Спецоперация проводилась по всей стране, — рассказал первый заместитель главы Национальной полиции Украины Вадим Троян. — В результате оперативной работы была выявлена преступная группа, в состав которой входили несколько человек (как рецидивисты, ранее судимые за разбои, так и лица, которые работали или имеют отношение к правоохранительным органам). Трое из них — жители Киева и области, еще один — со Львовщины. В транспортных средствах злоумышленников обнаружили арсенал оружия (в частности, два пистолета «Глок», пистолет Макарова с глушителем), боеприпасы (в том числе гранаты), специальное тактическое оборудование (рации, устройства для подавления радиосигналов) и другие вещественные доказательства, которые указывают на противоправную деятельность. Сейчас продолжаются обыски. Уже изъято большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки. Расследуются уголовные производства по статье «Разбой».
Между тем бывшие сотрудники милиции, отдавшие службе не один десяток лет, во всем винят недавнюю полицейскую реформу и непрофессионализм нынешнего руководства МВД.
— Я работал в милиции с 1973 года, — заявил генерал-лейтенант МВД, ныне глава Закарпатской областной госадминистрации Геннадий Москаль. — За свою долгую карьеру планировал и проводив очень много спецопераций по уничтожению особо опасных вооруженных преступников. И горжусь, что не допустил ни единого случая, чтобы кто-нибудь из моих подчиненных погиб. Более того, за всю историю МВД Украины не припоминаю случая, когда погибло бы такое количество правоохранителей. И главное — не от рук вооруженных бандитов, а в результате перестрелки между собой. Сочувствую родным и близким погибших. Но скажу как профессионал. О том, что в Киевской области действует банда вооруженных преступников, которые «чистят» дома состоятельных граждан, известно больше двух лет. Для уничтожения такой банды готовится спецоперация с планом, где все расписано по пунктам. Я сам неоднократно писал такие планы, лично выезжал на место, чтобы не допустить трагических случайностей. Был ли в этом случае составлен план спецзадания? Был ли создан штаб, который отслеживал ход проведения операции, реагировал на все неожиданности? Он должен был знать, что в соседнем доме сработала сигнализация и немедленно предупредить руководство службы охраны о готовящейся операции. И также известить своих оперативников. Ответ на это нам должна дать Генеральная прокуратура. Однако я на 99,9 процента уверен: не было никакого плана!
По мнению Геннадия Москаля, трагедия произошла из-за отсутствия координации действий правоохранителей из разных структур:
— Полиция охраны подчиняется не полиции Киевской области, которая должна была подготовить спецоперацию, а МВД. Поэтому когда ребята из ГСО выехали к дому, где сработала сигнализация, они не знали, что вблизи засели оперативники, поджидающие вооруженных бандитов. А оперативники не подозревали о полиции охраны. И эта разбалансировка служб произошла в ходе так называемой «реформы полиции». Единственный руководящий центр МВД разрушен. Профессионалов, имевших огромный опыт оперативной работы, выгнали, потому что они не прошли так называемую аттестацию. А на их место набрали неопытных людей, которые не могут профессионально спланировать спецоперацию и бросают под пули своих подчиненных… «Реформаторы», развалившие профессиональное ядро милиции (какой бы она ни была, но таких случаев за всю ее историю не происходило), ушли с должностей, а некоторые даже сбежали из Украины. А мы сейчас справляемся с последствиями их работы.
— Бывшие руководители Национальной полиции Эка Згуладзе и Хатия Деканоидзе довели реформу до абсурда, — согласен и заместитель комитета Верховной Рады по правоохранительной деятельности Игорь Мосийчук. — Имеется в виду не создание патрульной полиции, а разбалансировка системы — в уголовном розыске, в охранной службе и в самом руководстве министерства. Сейчас главное — не дать наступить тому моменту, когда общество тотально перестанет доверять правоохранительным органам. Ну и, конечно, детально расследовать произошедшее.
Большинство экспертов, рассуждая о трагедии в Княжичах, заканчивали фразой: «Вот если бы это случилось в Европе, то первое, что сделал бы министр внутренних дел, — подал в отставку, признавшись в своей неспособности работать на таком посту!» Глава МВД Арсен Аваков решил из-за ЧП прервать командировку в Канаду и должен скоро вернуться в Украину. Пока же за него приходится отдуваться советнику Зоряну Шкуряку. «Мы заинтересованы в проведении объективного расследования этого дела, — с обидой заявил он. — Но то, к чему сейчас прибегают некоторые политики, „эксперты“, которых развелось у нас уже неизвестно сколько, выходит за рамки нормального. Нельзя политизировать и использовать в своих интересах трагедию людей».
«ФАКТЫ», в свою очередь, выражают глубокое соболезнование родным и близких правоохранителей, погибших в результате трагического стечения обстоятельств, виновные в котором, надеемся, будут установлены.