Лучше всего дела идут у "айтишных" управленцев. Фото: 66.ru
Зарплата менеджеров на одной и той же позиции в разных компаниях Украины отличается в несколько раз. Учитывая экономические факторы – инфляцию, валютные изменения, рынок полностью перешел в режим ручного управления собственниками, и "стоимость" управленцев сейчас в большей степени зависит от особенностей сектора, а также воли владельцев компании. В выгодном положении оказались предприятия, которые генерируют валютную выручку и могут позволить платить CEO в три раза больше, чем конкуренты, ориентированные исключительно на внутренний рынок, пишет Forbes.
"Налицо грандиозный разрыв в оплате. Есть компании, которые не могут так быстро адаптироваться, например, в ритейле или машиностроении", – отмечает партнер компании Talent Advisors Роман Бондарь. Так, многие компании оказались не в состоянии оперативно отреагировать и откорректировать вознаграждения.
"У одних CEO осталась старая зарплата в гривневом эквиваленте, у других из-за привязки к доллару зарплаты выросли в три раза", – рассказывает Алексей Долгих, региональный директор по странам СНГ компании Pedersen & Partners.
Компаний, которые до сих пор фиксируют вознаграждение в иностранной валюте для всего персонала, осталось немного. Сегодня это скорее исключение.
"В основном заработные платы привязаны к валюте у экспатов, частично у топ-менеджмента, если это было зафиксировано в контракте", – говорит старший партнер, директор WE Partners в Украине Татьяна Фурцева.
Существует и другая проблема. Бондарь подчеркивает, что специалисты привыкли исчислять свое вознаграждение в долларовом эквиваленте. "Топ-менеджер, получавший полтора года назад $10 000, сейчас фактически получает $4000", – объясняет Бондарь. Потому на рынке растет разрыв между ожиданиями компаний и ожиданиями кандидатов. Если раньше кандидаты готовы были переходить за 20–30% прироста, то сейчас они закладывают от 50 до 200% повышения в гривневом эквиваленте.
"Из-за этого переговоры между управленцами и компаниями по поводу вознаграждения в последний год идут крайне сложно и затягиваются на месяцы. Кто больше уступает сейчас – компания или кандидаты, сказать сложно", – говорит Долгих.
В то же время эксперты отмечают рост заработных плат. Некоторые компании провели повышение всем сотрудникам в среднем на 10–30%, другие – только ключевым сотрудникам и менеджменту.
"Наблюдается индексация в национальной валюте – повышение фиксированных гривневых зарплат руководителей высшего звена большинства системных компаний до 20%. В некоторых случаях зарплата увеличивается до 30%", – отмечает Игорь Кабузенко, партнер и глава представительства в Украине компании Ward Howell. Его слова подтверждает и Фурцева. "При переходе в другую компанию менеджеры чаще всего получают повышение по зарплате существенно большее, нежели компания предлагает своим нынешним сотрудникам", – добавляет она.
Для предприятий, у которых не было возможности оперативно поднять базовые зарплаты, выплата бонуса или его повышение порой становится единственным инструментом, помогающим вознаградить топ-менеджера за труды. В других компаниях бонусы изначально были привязаны к курсу доллара или евро. Соответственно в гривневом эквиваленте эти выплаты увеличились примерно в три раза.
Что касается компаний, у которых валютой номинирования зарплат были доллар США или евро, то большинство из них не пересматривали заработных плат, поскольку в 2014 году зарплаты их сотрудников и так стремительно росли за счет курсовых колебаний. По данным международной аудиторской компании EY, наибольшая доля компаний, в которых зарплаты зафиксированы в иностранной валюте, принадлежат к IT- и фармацевтической отраслям. "Кто-то продолжал повышать зарплаты даже в иностранной валюте, некоторые, наоборот, снизили их уровни в валютном эквиваленте, установили ограничения на валютный курс или вообще отменили привязку к валюте", – говорит старший консультант группы Human Capital EY в Украине Елена Веселкова.
Со стороны топ-менеджеров "валютные" зарплатные ожидания уменьшились. "Управленцы вынуждены соглашаться на новые зарплатные предложения порой с понижением до 50% от того, что они получали еще год назад", – констатирует Андрей Кривокорытов, управляющий партнер Brain Source International.
Ситуация по разным секторам экономики была неоднородной. В банковской сфере, сфере услуг, а также импортерам пришлось идти на массовые сокращения. "На данный момент в этих сферах не менее 10 претендентов на каждую открытую вакансию", – рассказывает Кривокорытов. В более выгодном положении, безусловно, находится IT-сектор. "С одной стороны, они экспортируют продукты/услуги с высокой добавленной стоимостью, а с другой – внутри страны есть большая потребность в модернизации, поэтому работы им и здесь хватает", – отмечает Кабузенко.
У должности "генеральный директор" не существует национального фактора и нет границ. Успешные гендиректора работают сегодня в Украине, завтра в Европе, послезавтра в Азии. "Поэтому если компания хочет нанять сильного управленца, то в вопросе оплаты труда она должна конкурировать не с другими украинскими компаниями, а с конкурентами из Европы и Азии", – подчеркивает Долгих. Резкая девальвация гривны в последний год сделала привлекательными для украинских соискателей страны Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. Активнее всего украинские кандидаты переезжают в Казахстан и Азербайджан. "Зарплаты в этих странах однозначно выше украинских, в Казахстане зачастую даже выше, чем в Москве", – говорит Кабузенко.
Сектор экономики/должностьГодовая зарплата, тыс. грн, min–maxКомпенсация (включая денежный бонус), тыс. грн, min–maxУправляющие компании (корпоративные центры)