Авторизация

Александр Липенко: "Когда провожали в завершающий колея Лобановского, на стадион "Динамо" прилетели голуби, каких там ввек не было..."

Александр Липенко: "Когда провожали в завершающий колея Лобановского, на стадион "Динамо" прилетели голуби, каких там ввек не было..."

Завтра известный спортсмен, журналист и шоумен отпразднует свое 75-летие



Александр Липенко — личность уникальная. Много вы знаете людей, добившихся успеха в двух разных видах спорта и трех различных видах журналистики? Он также известен каждому интересующемуся спортом киевлянину как «голос» столичного «Динамо». «Привет, футбольная Украина! Здравствуй, дружная фан-семья», — раньше без этих слов, произнесенных Александром Анатольевичем, не начинался ни один матч его родной команды.



Кстати, в 1960 году Липенко становился чемпионом Советского Союза среди юношей по футболу, пять раз выигрывал чемпионат Украины по регби (мастер спорта).



А еще юбиляр — заслуженный журналист Украины, обладатель «Золотого пера» — высшей журналистской награды. Он работал на Гостелерадио Украины, в газетах «Вечерний Киев», «Киевские Ведомости», «Команда», «Весь спорт», «Спорт-Экспресс», на многих радиостанциях. При этом Александр Анатольевич — кладезь различных историй, которыми всегда не прочь поделиться.



— Вообще-то по специальности я референт-переводчик с английского языка, — начинает нашу беседу Александр Липенко. — Учился в Киевском государственном университете. В журналистике я уже 53 года, и от дел отходить не собираюсь — веду сегодня авторскую колонку на одном из популярных сайтов. Две недели назад там вышел мой уже 400-й материал. При этом я, наверное, единственный журналист в мире, который не пользуется ни компьютером, ни Интернетом. Все материалы пишу от руки.



— Но все же первого громкого успеха вы добились не на журналистском поприще, а как футболист киевского «Динамо».



— Я рос спортивным ребенком: в девятом классе занимался сразу в трех спортивных секциях — водного поло, академической гребли и футбола, на который впоследствии полностью и переключился. Будучи воспитанником динамовской школы, в 1960 году в составе этой команды я стал чемпионом СССР среди юношей. Причем во время чествования на Республиканском стадионе имени Хрущева (так в те времена назывался нынешний НСК «Олимпийский») мне дарил цветы Валерий Лобановский. А уже год спустя, после того как «основа» команды стала сильнейшей в Союзе, букет Валерию Васильевичу вручал уже я.



— Почему же решили бросить футбол?



— Если честно, не знаю, каким бы я стал вратарем. Да и мама очень хотела, чтобы ее сын получил высшее образование.



— Каким же ветром вас затем занесло в регби?



— Прогуливался как-то по площади Космонавтов, и ко мне подошел знакомый парень Витя Бароян с вопросом: «Не хочешь заниматься регби?» А надо признаться, что мне с детства нравился американский футбол: я вырезал фотографии с этим видом спорта из журнала «Огонек» и развешивал у себя над кроватью. Я согласился — и пошло-поехало.



Занятие регби мне многое дало в жизни — воспитало характер, выработало уважение к сопернику. Недаром же знаменитый Бобби Чарльтон, с которым мне дважды посчастливилось встретиться в Манчестере, сказал: «Регби — игра джентльменов, футбол — игра хулиганов».



— Вскоре вам пришлось освоить еще одну профессию — спортивного шоумена.



— С микрофоном я начал работать примерно в 1978 году на встречах хоккейных и баскетбольных команд в столичном Дворце спорта. Затем переключился на футбол. Всего же только на футбольных матчах отработал более 600 раз — на поединках «Динамо», сборной Украины, звезд и ветеранов этого вида спорта.



— Знаю, что вы были голкипером команды «Прессинг» — футбольной сборной журналистов, проведшей в начале 1990-х ряд знаменитых матчей.



— Очень запомнилась встреча с командой дипломатов, собравшая на стадионе «Динамо» восемь тысяч зрителей, и поединок с женской сборной, свидетелями которого стали девять тысяч человек.



Самым же запоминающимся с моим непосредственным участием в качестве игрока стал поединок «Прессинга» со сборной звезд эстрады, состоявшийся 13 сентября 1992 года на Республиканском стадионе в Киеве. Посмотреть на это действо собралась полная арена — 100 тысяч зрителей! Пришедшим на стадион женщинам вручали кульки с подарками, детям — мороженое, мужчинам — пиво. Но поскольку пластиковые стаканчики в то время были дефицитом, то предприимчивые мужики покупали на соседнем рынке… презервативы и прямо в них наливали пенный напиток.



Сам матч вышел на загляденье! Команду журналистов, в которой я был вратарем, на поле с капитанской повязкой вывел Валерий Мирский, звезд эстрады — Михаил Поплавский. Мы победили — 2:1, а мне в этой встрече удалось отразить пенальти.



— Профессия спортивного журналиста подарила вам немало встреч со знаменитыми игроками и тренерами. Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?



— Из наставников выделю Валерия Лобановского и Игоря Турчина. У меня была мечта — свести их за одним столом. К сожалению, не удалось. Оба, кстати, умерли как полководцы на поле брани: один после матча в Запорожье, другой — в раздевалке в Бухаресте.



Мы были очень дружны с Лобановским. Еще будучи футболистом юношеского состава «Динамо», я проиграл Валерию пари, пропустив от него десять пенальти из десяти, хотя надеялся отбить как минимум четыре. На кону стояла банка сока, которую я отдал через… несколько десятков лет — после его возвращения из Кувейта.



Если ты сразу понравился Валерию Васильевичу, то эта симпатия сохранялась на всю жизнь. Он очень хорошо ко мне относился. Подвозил домой, когда поздно прилетали в Киев после выездных матчей, приглашал в раздевалку для обсуждения матчей Лиги чемпионов (такие «разборы полетов» порой затягивались до четырех утра).



Интересная история произошла уже после смерти Лобановского. Во время церемонии прощания с легендарным тренером, проходившей на арене «Динамо», на стадион прилетели голуби. На моей памяти эти птицы никогда там не появлялись. Стая разместилась у ворот, за которыми стоял гроб Лобановского. Голуби походили вокруг, присели на штанги, а затем улетели.



Прошло 40 дней со дня смерти тренера, на «Динамо» играют очередной матч чемпионата Украины, и… опять прилетают голуби.



Недавно я работал с микрофоном на мемориале Лобановского, смотрю по сторонам — снова они! Мистика…



— Каким вам запомнился знаменитый гандбольный специалист Игорь Турчин?



— Такая же глыба, как и Валерий Васильевич. Был жестким, но добрым. Вспоминается один случай. Приехали мы как-то во Львов на матч очередного тура. В восемь утра стук в дверь гостиничного номера: «Саша, ты еще спишь? Вставай, срочно пошли на Галицкий рынок». Оказалось, Игорь Евдокимович захотел купить гандболисткам «Спартака» яблок. А ведь мы жили в хорошей гостинице, в которой можно было заказать любые фрукты. Но на базаре они были лучше.



— А из игроков, с кем свела судьба, кто для вас стоит на первом месте?



— Леонид Буряк. Человеческие качества — потрясающие. Каждый день с ним созваниваемся. Он, кстати, на днях в пятый раз должен стать дедушкой.



Когда Буряк жил и играл в Одессе, за ним охотились представители московских ЦСКА и «Динамо». А у Лени уже была договоренность с киевлянами.



Однажды ночью к нему домой нагрянули военные, но ушли ни с чем: мама сказала, что сын остался ночевать на базе, хотя он в это время прятался от незваных гостей в… шкафу. Чуть погодя знакомый отвез Леонида в Николаев (на одесских вокзалах «дежурили» москвичи), откуда он на автобусе, с 30 рублями в кармане, отправился покорять Киев.



— Вы побывали на многих спортивных турнирах, и не только футбольных. Какие из них оставили самые яркие воспоминания?



— В первую очередь, чемпионат мира по футболу 2006 года в Германии. Я каждое утро выходил в радиоэфир с интересными подробностями и по окончании состязаний получил за свою работу «Золотое перо». Также врезался в память турнир борцов на Олимпиаде-1996 в Атланте, когда засудили нашего Эльбруса Тедеева. Борису Савлохову, возглавлявшему тогда сборную, пришлось вносить 500 долларов для рассмотрения апелляции, после которой победу все же отдали украинцу.



Еще запомнился чемпионат мира по хоккею 1989 года в Швеции, на котором сборная СССР завоевала золотые награды. По окончании этого турнира из расположения команды сбежал Александр Могильный, отправившийся покорять НХЛ. Сашу долго ждали в аэропорту, однако в итоге было принято решение возвращаться в Москву без него. По прилету в «Шереметьево» один известный певец, входивший в состав делегации (говорят, он часто выступал в парике), ступив на трап, вдруг запел: «Здравствуй, мама, возвратились мы не все…». Мы попадали со смеху.



— А помимо этого исполнителя, с кем из представителей культуры довелось близко общаться? Тот же Буряк в компании с Блохиным поддерживал хорошие отношения с Владимиром Высоцким, который пел для них на Олимпиаде в Монреале.



— С Высоцким я познакомился в Киеве. Я знал одну девушку с телевидения, а она дружила с актером Николаем Гринько, который, в свою очередь, поддерживал теплые отношения с Владимиром Семеновичем. Как-то мы с Полиной пришли к Гринько в гости, а чуть позже на огонек заглянул Высоцкий — так и познакомились.



Был знаком с Алисой Фрейндлих. В 25 лет, взяв первый и единственный в моей жизни отпуск, я отправился по путевке в Дом творчества в Гагры, где в то время как раз отдыхали звезды театра — Фрейндлих, Олег Ефремов.



Еще дружил с югославским певцом Ивицей Шерфези. Я его даже привозил на базу в Конча-Заспе, знакомил с футболистами.



— Профессия позволила вам объездить полсвета…



— За время своей журналисткой карьеры я побывал в более чем 50 странах. Меня даже когда-то назвали «самым летающим журналистом Украины».



— Как ваша жена относилась к столь частым отлучкам?



— Так поездки по странам мира — это еще ничего. Два-три раза в месяц. Хуже было, когда с «Соколом» по Союзу летал. Прилетел из Челябинска, два дня в Киеве провел — улетел в Ижевск. Прилетел обратно, два дня дома — опять куда-то умчался.



Жена и дочь относились с пониманием. Они видели, что мне это нравится.



Кстати, был я когда-то ведущим телепрограммы «Дозвольте запитати». И в один прекрасный день ко мне в эфир пожаловала Ирина Дерюгина — 19-летняя красавица, только что ставшая чемпионкой мира по художественной гимнастике. И на мой вопрос, кем она видит своего суженого, категорично ответила: «Только не спортсменом!» Спустя несколько лет, будучи у них с Олегом Блохиным в гостях (в 1979 году Дерюгина вышла замуж за знаменитого футболиста «Динамо». — Авт.), я ей припомнил ту фразу…



Александр Липенко: "Когда провожали в завершающий колея Лобановского, на стадион "Динамо" прилетели голуби, каких там ввек не было..."

За долгие годы работы в журналистике Александр Липенко общался со многими знаменитыми спортсменами, в том числе и с обладателем «Золотого мяча» Олегом Блохиным



— А со своей супругой как познакомились?



— Мы с Витей Барояном — парнем, который привел меня в регби, увидели как-то на автобусной остановке красивую девушку. Я набрался смелости и подошел к ней: «Не меня ли ждете? А может быть, не ведая того, свою судьбу сейчас вы повстречали?» Так и познакомился с Людмилой — на тот момент студенткой торгово-экономического института (кстати, школу она окончила с золотой медалью). Вместе мы уже более 40 лет.



— Дочка не захотела пойти по вашим стопам и связать свою судьбу со спортом?



— А она, кстати, в детстве гандболом занималась. Как-то пришли с ней во Дворец спорта на матч «Спартака», а навстречу Турчин идет. Окинул ее взглядом (а дочь высокая, с меня ростом) и говорит: «Лиде надо заниматься гандболом». Так уже, отвечаю, занимается — у олимпийской чемпионки Лидии Шевченко. Тренеры считали дочку перспективной, однако она не захотела связывать жизнь с профессиональным спортом.



Сейчас Лида живет в Лондоне, куда переехала, выйдя замуж за англичанина. В августе ждем ее в гости.



— Александр Анатольевич, что бы вы сами себе пожелали в день рождения и какой подарок хотели бы получить?



— Себе пожелаю здоровья, а моей семье — благополучия. Хочется также, чтобы наконец-то нормализовалась ситуация в Украине.



Раньше я не раз произносил фразу: «Чтоб на нашей футбольной грядке все было в порядке». Надеюсь, что на жизненной грядке нашей страны все будет в полном порядке.



Лучший подарок для меня — улыбки родных и близких людей, а еще — седьмой Суперкубок Украины, который в этот день, дай Бог, поднимет над головой капитан киевского «Динамо».



Фото из личного архива Александра Липенко

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка