Гениальные люди потому и гениальны, что видят мир совершенно по-другому и создают при этом что-то уникальное и не всегда понятое другими. Психологи подчеркивают, что творческие люди (писатели, художники, композиторы, актеры, драматурги) обладают сложной душевной организацией, более восприимчивы к критике, мнительны, а потому больше других склонны к душевным болезням. "Сегодня" решила рассказать о гениях, которые творили вопреки психическим расстройствам.
ИСТОРИЯ. Впервые связь между душевными недугами (а именно биполярным расстройством, или быстрыми и резкими перепадами настроения) и творчеством была отмечена в научной литературе 45 лет назад, но сама идея такой взаимосвязи намного старше, хотя она и не всегда имела четкое объяснение. К примеру, уже в романтическую эпоху стали замечать, что сильное депрессивное расстройство значительно чаще встречается среди драматургов, романистов, биографов и художников, и при этом оно вовсе не мешает им писать.
ДЕПРЕССИИ ГОГОЛЯ. Жизнь и творчество Николая Гоголя до сих пор окутаны множеством тайн, главная из которых — обстоятельства его смерти. Как предполагают многие исследователи его биографии, Гоголь умер от истощения, причем голодом он заморил себя сам: он сознательно ничего не ел в течение двух недель из-за обострения маниакально-депрессивного психоза. Когда врачебный консилиум решился на принудительное лечение, Гоголь уже впал в беспамятство и наутро скончался. Эту версию оспаривают, но то, что несколько лет до смерти у него были проблемы со здоровьем, — факт. Летом 1845 года его настиг мучительный душевный кризис, из-за которого он в один момент написал завещание, после чего сжег рукопись второго тома "Мертвых душ". В 1846 году состояние писателя было настолько невыносимым, что, как писал он сам: "Повеситься или утопиться кажется единственным выходом, похожим на лекарство".
Николай Гоголь страдал от депрессий и думал уйти в монастырь.
СИМУЛЯНТ ХАРМС. Российский писатель Даниил Хармс отправился в психиатрическую больницу по собственному желанию — не из-за беспокойств, а чтобы избежать расстрела. В 1941 году его арестовали за распространение "клеветнических и пораженческих настроений" по доносу агента НКВД Антонины Оранжиреевой. Ради сохранения жизни писатель симулировал сумасшествие, и военный трибунал определил "по тяжести совершенного преступления" содержать Хармса в психиатрической больнице тюрьмы "Кресты" в Ленинграде. Это место оставило свой отпечаток на писателе (там же он и скончался 2 февраля 1942 года). Помимо жестких и часто антигуманных условий, которым славилось отделение психиатрии в "Крестах", его пребывание в этом месте совпало с блокадой Ленинграда, к тому же в наиболее тяжкий по количеству голодных смертей месяц.
Даниил Хармс. Скончался в психиатрическом отделении.
СПЕЦЫ НЕ ПОМОГЛИ. Очень чувствительной натурой был поэт Сергей Есенин. Постоянные перепады настроения и депрессии мучали его настолько, что последние два года перед смертью он провел под наблюдением психиатров. Так, в конце 1923-го Есенина поместили в московский профилакторий им. Шумской (для нервнобольных), а с февраля по март 1924-го он продолжил лечение в Шереметьевской (ныне институт Склифосовского) и Кремлевской больницах. Врачи пришли к выводу, что поэт страдал "тяжелым нервно-психическим заболеванием, выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения, в навязчивых мыслях и влечениях". Не секрет, что состояние усугубило пристрастие поэта к алкоголю.
Поговаривают, что именно из-за постоянных депрессий у него не сложился брак с Софьей Толстой, и ей даже пришлось в конце договориться с директором платной психоневрологической клиники Московского университета Ганнушкиным о госпитализации поэта. К сожалению, Есенин так и не смог справиться с болезнью: 28 декабря 1925 года его нашли мертвым в ленинградской гостинице "Англетер" — он повесился.
Больница при тюрьме "Кресты".
СТРАДАЛИ: из-за родителей, детства и творчества
Довелось побывать в психиатрической лечебнице и писателю Пауло Коэльо — из-за проблем с родителями. Когда однажды вечером 16-летний Пауло сказал семье, что хочет стать писателем, та устроила громкий скандал, поэтому под давлением он поступил на юридический факультет. Вскоре он все же бросил учебу и увлекся журналистикой, чем настолько возмутил родителей, что те принудительно поместили его в частную психиатрическую клинику. Однако Коэльо остался предан своему выбору: ни лечение электрошоком из-за проявившейся шизофрении, ни второй курс лечения не изменили его решения. Лишь только после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что "нормальной" работой он заниматься не будет. К счастью, проблемы с психикой после этого писателя не беспокоили.
Коэльо "лечился" от литературы.
НЕ ПРИЗНАВАЛИСЬ. Многие писатели, достигнув мирового признания, погружались в глубочайшие депрессии, которые подкреплялись комплексами детства или злоупотреблением спиртным. Печальная сложилась судьба у Эрнеста Хемингуэя, который неоднократно пытался покончить с собой. Особенно его состояние усугубилось после того, как он испытал творческий кризис после получения Нобелевской премии: он боялся, что больше не сможет создать ничего толкового. После очередного курса лечения (шоковой терапии) врачи отправили его домой. Однако внешне здоровый писатель был все еще болен: на следующее утро после выписки он застрелился из дробовика.
Хемингуэй скрывал депрессии.
Не выдавала своих проблем и писательница Вирджиния Вулф. Нервные срывы и депрессии, которые беспокоили ее еще с детства (включая несколько попыток суицида), вернулись к ней в уже зрелом возрасте, с началом Второй мировой войны. А вместе с ними — приступы галлюцинаций и головные боли. После завершения работы над рукописью последнего романа "Между актами" (опубликован посмертно) Вулф решила, что не может больше своими расстройствами отягощать мужа. 28 марта 1941 года она надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке.
ХУДОЖНИКИ: жестоко мучались от галлюцинаций
В свое время большой резонанс вызвало состояние Михаила Врубеля. На самом пике карьеры ему "аукнулись" сильные мигрени: пришли постоянные бессонницы, день ото дня нарастало возбуждение, художник стал необыкновенно самоуверен и многословен. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы: стали писать, что он не только теряет контроль над собой, но и талант. Состояние Врубеля к лету 1902 года было настолько тяжелым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Он буянил, нуждался в постоянном присмотре, ведь запросто мог разодрать до нитки одежду и нижнее белье. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки больничных рисунков не стоили его предыдущих работ. А тем временем мания величия росла. Позже его перевели в клинику Сербского при Московском университете. Там подтвердили ранее озвученный специалистами диагноз "прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции", носителем которой он был уже 10 лет. Ему назначили препараты ртути и успокоительное, он немного пришел в себя, но потом у него случались еще несколько кризисов с галлюцинациями — в 1903 и 1906 году. После последнего он прожил всего четыре года.
Михаил Врубель