Инновации. Пользоваться ресурсами и вызвать к себе специалиста теперь можно высокотехнологично.
Украинские государственные Центры занятости выходят на принципиально новый уровень обслуживания. В Киеве, Харькове, Полтаве и Львове (в планах и другие города) открылись информационно-консультационные центры (ИКЦ), способные конкурировать с современным коучингом. Целью Минсоцполитики было создать под одной крышей площадку для предоставления различных услуг людям в поиске работы и призвания, для живого общения и реальной помощи, моральной поддержки. Обращаться сюда могут все и по любому вопросу.
В НОВОМ ФОРМАТЕ: ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА И ДЕНЬГИ
Материальная база в ИКЦ при Киевском городском центре занятости впечатляет. Информацию для соискателей, психологические тесты по выбору профессии можно найти на компьютерах, стоит несколько терминалов с базой вакансий. Есть контакты бесплатных (для переселенцев) курсов английского и польского языков, образцы бизнес-планов. В уголке для молодежи — кипы красочных папок с полным описанием сути и перспектив профессий от кальянщика до водолаза. Потеря работы — всегда стресс, поэтому граждане получают здесь и поддержку психолога. Записываются на прием напрямую или по перенаправлению из райцентров занятости. "Здесь не просто успокоят, а настроят на деятельность, помогут сделать сопроводительные письма, резюме, портфолио", — уверяет замначальника отдела организации профориентации Киевского городского центра занятости (при котором открыт ИКЦ) Людмила Сульженко.
Особый упор сейчас, конечно, на проблемы участников АТО и переселенцев. Если вы дипломированный психолог или хотя бы социальный педагог, можете попробовать устроиться на работу профориентатором в такой Центр (могут взять и с другим образованием, а подучиться направят в процессе работы).
"От вас ждут терпения, умения искать подход к людям, порядочности и стрессоустойчивости", — говорит опытный профориентатор Сульженко.
РУКА НА ПУЛЬСЕ. Специалисты центра могут научить неопытных соискателей всяким штучкам, без которых сегодня трудно выживать на рынке труда: как говорить по телефону с работодателем, чтобы пригласил на собеседование, как одеваться и вести себя. "Затрагиваем жизненное: так, по тематике гендерных проблем проводим семинары о том, как женщине после декрета войти в рабочее русло, даем конкретные советы, а не ведем пафосные разговоры об притеснениях женщин тиранами-мужьями и начальством", — говорит Людмила Сульженко. 2—3 раза в месяц здесь проходят ярмарки вакансий. Работодателей, по ее словам, приглашают под запросы безработных: такого, чтобы явились визажистки и парикмахеры, а на ярмарке искали сантехников, не бывает.
БИЗНЕС. Заявив, что хотите стать предпринимателем, сначала пойдете на семинар "От бизнес-идей до собственного дела", потом на лекцию о бизнес-планах. Пройдете тестовую диагностику по направлению психологов — и на курсы по предпринимательской деятельности. Часть потенциальных бизнесменов, по словам сотрудников ИКЦ, отсеивается, а оставшиеся пишут бизнес-планы под руководством педагогов, защищают их, а специальная комиссия дает разрешение выделить им некую сумму (как правило, не более 40 тыс. грн). Весь путь занимает до 1,5 месяцев, по его результатам (открытием бизнеса, соответствием заявленной сфере и т. п.) поначалу следят. По словам замначальника отдела организации профобучения Аллы Зозули, как правило, деньги получают около 70% изначально претендовавших.
ВСЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Следующие в фокусе внимания после участников АТО и переселенцев — старшеклассники. В распоряжении специалистов — выездные мобильные центры профориентации с компьютерами, плазмой для показа слайдов, микрофоном. "К 1—3 сентября разместимся у школ, дети могут подходить тестироваться, консультироваться. Такой ИКЦ на колесах можно пригласить, например, на родительское собрание, а вообще он объезжает школы города по графику", — рассказывает Людмила. Заинтересованных, как ни странно для эпохи интернета, предостаточно, особенно много принял Центр в мае-июне, когда неопределившиеся выпускники вскакивали в последний вагон. Отсюда же организовывают бесплатные экскурсии на кондитерскую фабрику, заводы по производству напитков, танковый завод, швейную и чулочную фабрики.
В ИКЦ стоят профориентационные терминалы (такие же — в 318 школах Киева) с информацией о выборе профессии, учебных заведениях страны, психологическими тестами. Кстати, обращаться могут не только киевляне.
ШАБЛОНАМ — БОЙ
Одно из направлений работы — попытки убедить детей, что мода и престиж не лучшие советчики при выборе профессии. "Видят киношного адвоката на "Лексусе" и решают идти по его стопам, не зная, что украинский рынок перенасыщен юристами, — объясняет Людмила. — Мы объясняем, чем руководствоваться, чтобы после учебы не стать нашим клиентом". Профориентаторы предлагают присмотреться к работе токарей, каменщиков — зачем родителям одалживать деньги на вуз, если диплом потом ляжет в стол? Мотивируют тем, что стереотип о пьяном слесаре в грязной робе свое отжил: технологии превратили некогда ручной тяжкий труд в рядовое, востребованное и хорошо оплачиваемое занятие. "Трудоустроенный сантехник — это лучше, чем безработный дипломированный финансист", — считает Сульженко.
ВСЕМ МИРОМ
Частые гости в ИКЦ — благотворительные фонды, общественные организации, даже общество ветеранов. Партнеры центра не только занимаются образованием и просвещением, но и регулярно сообщают, чем конкретно могут помочь, дают полезные сведения. Например, что их юристы могут бесплатно проконсультировать или вскоре в Музее "Пирогово" пройдет такой-то фестиваль — приходите с детьми, вход для вас свободный. "Недавно на круглом столе мы не сходя с места решили проблемы нескольких обратившихся участников боевых действий, — приводит пример Людмила. — У одного была проблема с документами для поступления в вуз, а через два дня прием заканчивался. Мы позвонили ректору, объяснили, что не хватает одной бумаги и сделать ее не успеваем, и парня приняли в тот же день". Другой жаловался, что к его боевым побратимам приходили из жэка, предлагали утеплить стены, крышу починить, если нужно, а к нему никто не явился, хотя помощь нужна. Сразу организовали ему встречу в жэке, и люди обо всем договорились. Впрочем, некоторым помочь не выходит никак. "Одно время к нам ежедневно приходила женщина, заглядывала во все отделы и говорила, что она — балерина и ей нужно место в театре, а на другой день просила отыскать вакансию директора завода. Мы ее уже знали, все понимали и держались корректно — центр открыт для всех", — вспоминает Людмила Сульженко.