Профессиональный писатель Бернар Вебер. Фото: ripol.ru
Писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова обсуждают тонкости классической и современной литературы. Авторы "Литгостиной" ведут переписку, и в этот раз они разбирались в устройстве загробного мира и философии смерти современного французского писателя Бернара Вербера.
Ходячая энциклопедия. Именно так зовут Вербера, который считает так: "Человечеству нанесли три оскорбления. Первое, когда Коперник доказал, что Земля не центр Вселенной. Второе, когда Дарвин пришел к выводу, что человек произошел от обезьяны, а стало быть, тоже животное. Третье, когда Фрейд объяснил, что в основе большинства наших политических демаршей или художественных проявлений лежит сексуальность"
А. Б.: "Нет такого человека, которого не интересовала бы смерть, верно, Алексей? Потому выбранная Бернаром Вербером тема для трилогии "Танатонавты", "Империя ангелов" и "Мы, Боги" была изначально обречена на успех. Еще бы! Нашелся автор, который современным языком рассказывает об освоении Континента Мертвых. Причем мир этот настолько выстроен, что в какой-то момент забываешь, что это фантастика, и воспринимаешь ее как научное исследование о том, что нас ждет в загробном мире. Поначалу записывала цитаты из толстой книжки в тонкую тетрадь: "Я создал первую умирательную машину для покорения Царства Мертвых", "Без тех, кто готов на самоубийство, мир перестал бы двигаться вперед", "Оргазм — это маленькая смерть", "Лишь та душа шла к Богу, которая оказывалась легче перышка". Потом я устала записывать, просто читала, с восторгом и ужасом одновременно. В итоге, конечно, Вербер создал уникальную энциклопедию по изучению загробного мира: здесь тебе и скандинавы, и ацтеки, и африканцы, и христианские апокрифы... Ведь писательство — это полное погружение. А ты представь себе, что он погрузился в тему смерти лет на пять! Как он не умер после этой книги? У меня уже после 100-й страницы начались приступы хандры".
Писатель Алексей Курилко.
Журналист Анастасия Белоусова.
"КАК БЫ Я ХОТЕЛ УМЕРЕТЬ"
А. К.: "Вот до чего же мы разные, Анастасия! Меня тема смерти не только не отпугивает, но еще и прельщает, манит. Может, твои приступы хандры связаны с ментальностью? Дело в том, что восточноевропейский менталитет порой восстает против такого откровенного углубления в тему загробной жизни. Вероятно, Вербер находит в себе восточные корни или каким-то образом близок к японской культуре. Там тема смерти не только не табуированная, но и абсолютно бытовая, как любая другая, скажем, выбор профессии. Если в наших школах пишут сочинения "Кем я хочу стать, когда вырасту", то в школах Японии ученики начальных классов до сих пор пишут сочинения на тему "Как бы я хотел умереть". Как тебе такая тема для восьмилетнего ребенка? По-моему, превосходно, педагогически очень грамотно и, скажем так, дальнозорко. У людей, которые так запросто и в то же время серьезно, но без страха, относятся к смерти с раннего детства, будет совсем другая жизнь и совсем другое отношение к смерти — более философское, как и у главных героев "Танатонавтов". Помню, в шесть лет я получил нагоняй от мамы за то, что на похоронах ее брата не плакал, а веселился и играл в войнушку с его сыном на кладбище, между могил. Я знал, что все люди рано или поздно умирают, но никак не мог взять в толк, почему при этом обязательно нужно плакать. Кстати, есть не один народ на планете, в традициях коих, во время траурной церемонии, во время прощания с покойным собравшиеся веселятся, танцуют и смеются. А вот в наших детях пытаются изжить подобные настроения".
Люди зажаты