Взрослая и самостоятельная морская техника.
Отдаленным прообразом кораблей-беспилотников с некоторой натяжкой можно назвать брандеры: так назывались плавсредства, заполненные горючими или взрывчатыми веществами, которые направлялись по течению или ветру по направлению на неприятельский флот с тем, чтобы, "состыковавшись" с бортом вражеского судна, оно воспламенилось или взорвалось. Впрочем, успешные случаи применения брандеров можно перечислить на пальцах одной руки. А с появлением паровых двигателей и стальных корпусов они вообще вымерли как динозавры.
В Первую мировую войну появляются первые дистанционно управляемые корабли. В 1915 г. в состав германского флота входят катера, созданные по проекту Вернера Сименса. Они управлялись либо проводами на расстоянии до 30 км, либо уже по радио. Оператор управлял катерами с берега или борта самолета. В 1917 г. у побережья Бельгии британский монитор (небольшой броненосец) атаковал именно такой катер. Британец получил серьезные повреждения, но дополз назад на базу.
В межвоенное время работы велись во многих странах. В СССР в 1930 г. разрабатывают комплект радиоаппаратуры для установки на серийном торпедном катере. К 1937 г. в составе советского ВМФ было 50 таких катеров с "волновым управлением". Впрочем, в ходе Второй мировой каких-то ярких применений беспилотных судов обнаружено не было.
В годы холодной войны разработки велись непрерывно во многих странах. Правда, акцент больше делался не на ударные устройства, а на машины, которые способны заниматься разминированием акваторий.
"БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ" КАТЕРА — ОХОТНИКИ ЗА ШАХИДАМИ И ПОГРАНИЧНИКИ
В начале третьего тысячелетия вместе с рывком IT-технологий и миниатюризацией электроники идея кораблей-роботов обрела второе дыхание. Как и в случае беспилотных самолетов, лидерами по их разработкам и производству стали Израиль и США. Им дышат в затылок Китай и Россия. Впрочем, внятного описания разработок, ведущихся в этих странах, в открытых источниках немного.
ИЗРАИЛЬ. Это государство всегда отличалось применением самых передовых технологий в производстве оружия. Достаточно вспомнить их воздушные дроны, прекрасно зарекомендовавшие себя. В 2007 г. начался выпуск беспилотного катера Protector ("Защитник"). Судно с пластиковым корпусом оснащено мощными двигателями и вооружено пулеметом. Но главное — нафаршировано электроникой и программным обеспечением, позволяющими "Защитнику" видеть все в любую погоду и в любое время суток. Катер управляется оператором на расстоянии, но может выполнять целый ряд задач самостоятельно. Он может собирать и передавать информацию об обстановке, вести радиоэлектронную борьбу, обнаруживать, классифицировать и уничтожать противника. "Защитник" стал единственным в мире беспилотным боевым катером, выпускающимся серийно. "Защитнику" вменили в обязанность контроль прибрежных вод Ближнего Востока — от сектора Газа до Сирии. Для небольшого государства, основной противник которого — небольшие группы террористов и смертники, такой подход оказался весьма эффективным. Здесь уместно вспомнить судьбу американского эсминца "Коул". В 2000 г. корабль стоимостью более $1 млрд вывели из строя (да еще с многочисленными жертвами) смертники на моторке, груженой мешками с самодельной взрывчаткой. Если бы террористов вовремя "вычислили" в акватории порта, трагедии могло не быть. Юркие и всевидящие катера-дроны как раз и подходят для решения подобных задач. Тем более флот таких мелких, но хорошо вооруженных малюток понадобится Израилю для охраны буровых платформ, когда страна начнет разрабатывать месторождения газа, обнаруженные недавно в ее территориальных водах.
США. О принятии на вооружение американского флота катеров-беспилотников дискуссии ведутся уже несколько лет. Первым претендентом еще в 2012 г. стал аппарат CUSV (аббревиатура расшифровывается с английского как "надводное судно общего назначения без экипажа"). По внешнему виду — это обычный патрульный катер. Правда, он меньше своих "обитаемых" прообразов. Дело в том, что конструкторы изначально проектировали судно без помещений для экипажа. Для дистанционного управления применено проверенное на практике дистанционное управление от разведывательного воздушного дрона RQ-7 Shadow. CUSV предназначен для патрулирования и разведки — "нудной, но опасной работы", по мнению его создателей. Из интересных особенностей машины можно отметить способность выравниваться (становиться на ровный киль), если волны перевернут ее. Впрочем, выявились и недостатки: низко расположенные над водой камера и антенна локатора легко захлестывались волнами и мешали управлению, да и скорости не доставало. Критики приводили пример: сомалийским пиратам достаточно поставить на свои лодки еще один двигатель, и они спокойно могут уйти от
CUSV. Тем более что низкая пиратская лодка будет плохо видна на экране локатора из-за высоких волн.
В последние годы начала реализовываться новая концепция использования катеров-дронов (впрочем, идея витала в воздухе давно). Их объединят в стаи. Входящие в нее суденышки могут разойтись по акватории для поиска неприятеля, как сторожевые собаки. При обнаружении цели одним из них все собираются вместе ради общей атаки. Целью может быть все что угодно: от расстрела пулеметами резиновой лодки с шахидами (вспомним эсминец "Коул") до обстрела крупного корабля небольшими ракетами.
Аденский залив. Поврежденный эсминец "Коул".
Средиземное море. Израильский "Защитник".
"Пиранья". Беспилотный катер с корпусом из наноматериалов так и не вошел в состав флота.
НА ДНЕ И В ТОЛЩЕ МОРСКИХ ВОД
Если катера-дроны выглядят относительно простыми как в создании, так и в управлении, то их собратья, действующие в глубинах океана, гораздо сложнее, и задачи для них ставятся более трудные. Именно им в ближайшем будущем предстоит стать настоящей грозой для подводных лодок. Но пока что они выглядят довольно мирно.
ТУНЕЦ-ШПИОН. В 2014 г. ВМС США продемонстрировали робота-разведчика Silent Nemo длиной 1,5 м и весом около 50 кг. Его силуэт очень похож на силуэт тунца, да и перемещается аппарат за счет движений хвостового плавника. Он настолько хорошо копирует свой живой прообраз, что отличить механического тунца от обычной рыбины весьма непросто. Задача Silent Nemo — наблюдение за субмаринами и поиск мин, сопровождение водолазов. Работа над аппаратом еще не завершена, поэтому "рыбина" выглядит пока еще довольно мирной, но в будущем ее планируется вооружить.
АТАКА АКУЛЫ. За последние 10 лет в США появилась серия подводных роботов Remus. Поначалу это были мирные исследователи океана, но в какой-то момент их "взяли на службу" во флот. В общей сложности было произведено более 200 аппаратов REMUS, которые приняты на вооружение в десятке стран НАТО.
В круг задач этих аппаратов входит ликвидация последствий боевых действий: мониторинг окружающей среды, обследование подозрительных обломков на дне, поиск мин. Дроны Remus до последнего времени были единственными в мире подводными роботами, принимавшими участие в боевых действиях. ВМС США применило их для освобождения акваторий от мин в ходе иракской кампании. Летом американцы сообщили об использовании подводного дрона в некой военной операции в Средиземном море. Правда, без разглашения подробностей этого события (чуть позже всплыли кое-какие детали — атомная субмарина в погруженном положении выпустила из специального отсека все тот же Remus). Один из аппаратов Remus получил неожиданную известность благодаря атаке белой акулы, которую удалось даже заснять на камеру. Впрочем, столкновение с акулой не было случайным. Именно этот аппарат приспособили для слежения за белыми акулами и сделали его достаточно прочным для того, чтобы корпус смог выдержать страшные челюсти.
Разведчик. Подводный дрон Silent Nemo возвращается с задания.
Суперкадр. Белая акула испытывает на прочность аппарат Remus.
Близкое будущее. Атомная субмарина выпускает дрон на задание.