Человек виновен отчасти. Как вымерли неандертальцы

Реконструкции неандертальцев

Homo neanderthalensis изучены хорошо, но причины их исчезновения остаются загадкой. Считается, что их вытеснили кроманьонцы. Но это лишь один из факторов, показало новое исследование.

Исследователи, изучающие неандертальцев, сделали вывод о том, что они вымерли не из-за конкуренции с Homo sapiens, а по причине невезения. Чтобы понять причины исчезновения неандертальцев, ученые смоделировали эволюцию этой популяции на протяжении десяти тысяч лет. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Неандертальцам не повезло

Неандертальцы являются самыми изученными из всего множества древних Homo, но при этом остаются загадочным видом. Почти половина всех палеоантропологических находок костей принадлежит неандертальцам, но вопрос о причинах исчезновения неандертальцев до сих пор остается одним из самых дискуссионных в антропологии.
Характерными особенностями неандертальцев являются массивность и расширенность: очень широкое лицо, плечи, таз, грудная клетка. При этом и сами кости были очень массивными. Челюсть тяжелая, со скошенным подбородком, лоб покатый, а затылок сильно выступал назад за счет большого мозга.
Несмотря на рспространенное представление о неандертальцах, у них была развитая культура. Они пользовались сложными каменными орудиями, создавали красочные украшения и разрисовывали свои пещеры.
Еще одни хоббиты. Открыт новый вид человека
Пожилого возраста они достигали к 30 годам. Некоторые особи доживали до 40 лет, что свидетельствует не только о их хорошем здоровье, но и том, что неандертальцы ухаживали за больными и слабыми сородичами.

Wikimedia
Неандертальцы были питались исключительно мясом. Для охоты они использовали копья. При этом метательных орудий у них не было, поскольку их плечевой сустав был не приспособлен к такому действию. Скорее всего, они охотились, сидя в засаде и убивали добычу в упор. Они владели огнем, но ели мясо только в сыром виде.
Многие их поколения жили одновременно с непосредственными предками современного человека - кроманьонцами. К слову, для охоты они использовали разнообразные ловушки.
Достоверно известно о четырех волнах смешения неандертальце в сапиенсами. Первая встреча произошла, когда сапиенсы только вышли из Африки. Она дала те самые примерные неандертальские два процента в ДНК, которые есть почти у всех людей на Земле, кроме жителей Африки южнее Сахары.
Большинство ученых согласны, что неандертальцы вымерли около 40 тысяч лет назад после того, как современный человек 20 тысячами годами ранее начал волнами мигрировать из Африки.
Названа причина падения древней империи Месопотамии
Причины исчезновения неандертальцев в настоящее время не прояснены до конца. Среди рассматриваемых версий - гибель из-за климатических изменений во время последнего оледенения, распространение болезней, ассимиляция и вытеснение современными людьми.
опубликовали в издании Plos One 27 ноября. Как показал анализ, близкородственное скрещивание само по себе вряд ли могло стать единственной причиной вымирания неандертальцев.

Неандерталец и кроманьонец
Однако, наложившись на другие факторы, он сыграл свою роль. К появлению современных людей численность неандертальцев составляла около 10-70 тысяч.
"Они могли вымереть в любом случае. Нечто похожее мы можем наблюдать и у других видов гоминин. Это естественный процесс. Виды исчезают", - объяснил Везен.
Человек, прибыв в Европу, мог больше изолировать различные группы неандертальцев, сделав их более уязвимыми для гибели от естественных факторов, смоделированных учеными.
"Это никак не связано с конкуренцией или превосходством. Это в большей степени вызвано фрагментацией ареала обитания", - сказал Везен.
Взрывался череп. Как погибали жертвы Везувия
Археолог из Йоркского университета Пенни Спайкинс рассказывает, что достоверно известно о том, что к приходу Homo Sapiens популяции неандертальцев были уже небольшими, раздробленными и пострадавшими от близкородственного скрещивания.
"Их вымирание могло стать следствием нескольких причин помимо ассимиляции с людьми. Но неандертальцы могли выживать на протяжении тысяч лет, пока какой-нибудь "удар судьбы" не нарушил точку равновесия и не привел к их исчезновению", - говорит археолог.
Однако дебаты на эту тему будут продолжаться еще довольно долго, отмечает доктор Спайкинс.