На место трагедии под парламентом люди несли цветы. Фото AFP
ТРЕХСОТ ЕЩЕ НЕТ. Второе голосование по реформе Конституции, прошедшее в понедельник, не стоило того внимания, которое ему было уделено. То есть сама закладывающаяся в Основной закон децентрализация, безусловно, важна, как и важно внесение в переходные положения одной строки о предоставлении неконтролируемым районам Донбасса особого статуса. Но это было не окончательное голосование, и ломать копья вокруг него необходимости не было.
Мало кто сомневался, что 226 голосов за реформу будут. Да, радикалы и "Самопомич" заранее объявили, что голосовать не намерены, а Юлия Тимошенко молчала до последнего и в итоге выступила против. Да, накануне голосования запустили слух, что "Оппозиционный блок" не даст свои голоса, но в итоге именно ОБ проголосовал дисциплинированнее всех остальных фракций.
Голосование показало, что в парламенте есть 265 депутатов, понимающих, что альтернативы Минским соглашениям нет. Как бы плохо ни выполнялись соглашения, они не только сдерживают полномасштабную войну, но и дают шанс на длительное мирное урегулирование.
Однако для решающего голосования нужны 300 голосов. А их нет. Наличие "антиминской коалиции" в составе "Самопомочи", "Батькивщины", радикалов Олега Ляшко, свободовцев и укропов Игоря Коломойского делает принятие реформы Конституции невозможным. При этом мотивация "антиминской коалиции" непонятна. Их аргумент — голосовать нельзя, потому что это "зрада". При этом никакой альтернативы не предлагается. Не нужно быть сверханалитиком, чтобы понять: в случае срыва Минских соглашений Запад откажется от помощи Украине, у России не останется никаких стимулов сдерживать наступление сепаратистов, а украинская власть останется один на один с противником. Таким способом, конечно, можно утопить власть. Но и государство тоже.
Власть тонуть не собирается и ищет способы собрать 300 голосов. В "Самопомочи" говорят, что их фракцию собираются расколоть, а вчера первые признаки раскола проявились и в "Радикальной партии" (во фракции нашлись и те, кто проголосовал "за"). Так что ставить крест на проекте Конституции рано.
ТРАГЕДИЯ ВМЕСТО ШОУ. А теперь вернемся к изначальному посылу: второе голосование было не окончательным, а потому не стоило того, что вокруг него устроили. Хотели шоу, а получилась трагедия, унесшая жизни трех нацгвардейцев.
Ради чего же все устраивалось, если голосование было не решающим? Вот здесь вопрос Конституции и пересекся с местными выборами, кампания по которым формально стартует завтра, а фактически уже стартовала.
"Антиминская коалиция" использовала тему Конституции, чтобы застолбить за собой ту часть электората, которая еще верит в возможность военного решения конфликта на Донбассе и вытолкнуть из этой электоральной ниши президентскую "Солидарность", впитавшую в себя за последние недели и УДАР, и премьерский "Народный фронт".
В этом контексте не удивительно, что наибольшую активность под зданием ВР проявляла "Свобода": Олег Тягнибок не имеет сейчас парламентской площадки, потому по максимуму старается использовать улицу. Правда, активность "Свободы" теперь может ударить по ней же, потому что даже националистическому электорату трудно переварить борьбу против Минских соглашений, в результате которой гибнут украинские бойцы.
Другому бенефицианту понедельника, Олегу Ляшко, было проще: он пиарился внутри парламента, сначала заблокировав трибуну, а потом выйдя из коалиции. Практического значения оба шага не имели, но позволили радикалам "подпрыгнуть выше всех" в многочисленном ряду партий войны.
МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ. Еще один проблемный для власти на выборах регион — Донбасс. Прошлой осенью "Оппозиционный блок" выиграл там почти во всех округах, и за последний год настроения электората не изменились в лучшую для власти сторону. Об этом прямо заявили донецкий и луганский губернаторы, предложившие... не проводить выборы в регионе из-за вопросов безопасности и "неправильных" настроений избирателей.
И хотя аргумент насчет безопасности был шит белыми нитками (парламентские выборы-2014 проводились при куда больших рисках), Центризбирком все же отменил волеизъявление на большей части контролируемой территории Донбасса. Однако это решение, вроде бы призванное укрепить власть в регионе, на самом деле, вероятно, ее ослабит. Во многих регионах не любят посланцев из Киева, и местная власть служит своеобразным буфером, смягчая трения между губернаторами и населением. На нынешнем же Донбассе происходят не трения, а полномасштабное противостояние населения с губернаторами, считающими, что у местных избирателей "вата в голове". И ликвидация буфера в виде местных советов может лишь усилить протестные настроения в регионе. Что, естественно, не улучшит безопасности всей страны.
Кошелек: рост социалки и дорогая связь
С 1 сентября Кабмин анонсировал повышение минзарплат и пенсий. Так, минимальная пенсия будет составлять 1074 грн (сейчас 949 грн), а зарплата 1378 грн (сейчас 1218 грн). Кроме того, доплаты получат около 3 млн бюджетников по всей стране. Например, учителям без категории добавят к окладу 470 грн, а учителям высшей категории — 605 грн. Врачи получат дополнительно 453 грн, а медсестры — 304 грн. Обещают добавить ассигнований и студентам вузов I—II категории — 112 грн, а студентам вузов III—IV категории — 95 грн. Всего на повышение соцстандартов в правительстве запланировали выделить 10 млрд грн.
Однако подрастут и тарифы. Абонентская плата за пользование стационарными телефонами с 1 октября увеличится на 17,5%. Сейчас тарифы держатся на уровне 31—39 грн.
Курс доллара с начала недели в покупке упал на 5 копеек и составил 23,30 грн, а в продаже, наоборот, вырос на 23 копейки и составил 22,56 грн.
А цены на топливо за неделю снизились. Газ стал дешевле на 10 копеек и вчера стоил 8,50 грн. Цена за литр 95-го бензина опустилась с 21,17 грн до 21 грн, а литр 98-го — подешевел на 1,54 грн и торговался по 23,10 грн. Розничные цены на дизтопливо остались без изменений — 17,60 грн.