Пример всеобщего сбора. Люди выходили на торговую площадь в неординарных ситуациях — к примеру, смерть князя без наследников.
Уже в воскресенье миллионы украинцев отправятся на избирательные участки, чтобы совершить там акт, называемый волеизъявление. От него зависит, кто именно будет представлять интересы населенных пунктов в местных советах, улучшая качество жизни населения и принимая важные для общества решения. Ну, во всяком случае, так должно быть в идеале.
Но современная система выборов — с бюллетенями, списками кандидатов и откровенно назойливой, а временами и незаконной рекламой — пришла к нам с Запада. В то же время на территории Украины существовали некие протодемократические объединения. Корреспондент "Сегодня" пообщался с историками и узнал, мог ли народ принимать решения, влияющие на жизнь Киевской Руси, и как начиналась, развивалась и закончилась казацкая демократия.
КИЕВ: вече напоминало современный Майдан
Начать, пожалуй, стоит с того, что в Киевской Руси демократией и не пахло. Это была типичная монархия, управляемая князем, которого, как все понимают, никто не выбирал — это было родовое свойство. Впрочем, стихийные проявления изъявления народной воли все-таки существовали. Сейчас они известны как вече.
"Роль вече часто очень переоценивают, — говорит эксперт по истории Киевской Руси, магистр Киево-Могилянской академии Вадим Аристов, — усматривая в нем сильный орган власти, еще и постоянно действующий. Сколько у нас упоминаний о вече, например, в Киеве? Три-пять за двести лет. Как-то не тянет на государственный орган". Причем, уверяет Аристов, проблема не в нехватке источников: вече, симптоматически, всегда очень точно описывалось. Но сравнивать его, скажем, с парламентом или городским советом не стоит. Скорее, вече Киевской Руси напоминало сегодняшний украинский Майдан — стихийное собрание части населения в тревожной и очень неординарной ситуации. Среди таких могла быть смерть князя, который не оставил наследников. Или же нежелание князя выйти на битву, когда враги уже на подступах.
"Наиболее правильный ответ на вопрос "что такое вече?" — это слово. Да, просто одно из старославянских слов (неизвестно даже, употреблялось ли оно в разговорной речи), которое иногда летописцы использовали для разного рода сбора людей или беспорядков", — подчеркивает Аристов.
Хрестоматийным примером вече было Киевское восстание 1068 года. Причиной его стал отказ князя выдать киевлянам оружие и коней для продолжения борьбы с половцами, которые разбили объединенные силы Ярославовичей (Изяслава, Всеволода и Святослава) на реке Альте и грабили киевские земли. Святослав сбежал в Чернигов, а Изяслав и Всеволод – в Киев.
После поражения, как свидетельствует летопись, "люди киевские прибежали в Киев и учинили вече на торжище и сказали, послав (послов) к князю: "Вот половцы рассыпались по земле. Дай-ка, княже, оружие и колей, и мы еще побьемся с половцами". Но Изяслав этого не послушал".
После этого началось восстание. Люди освободили из "поруба" полоцкого князя Всеслава Брячиславича, провозгласив его великим князем. Изяслав с братом Всеволодом сбежали из княжеского дворца, который был разграблен горожанами, взявшими "бесчисленное множество злата и серебра". Позже Изяслав перебрался в Польшу, где, заручившись поддержкой, спустя полгода выдвинулся на Киев с войском князя Болеслава. Всеслав, узнав об этом, сбежал обратно в свой Полоцк. Изяслав же вошел в Киев и, несмотря на заступничество младших Ярославовичей, послал своего сына Мстислава, который "порубил киевлян, которые высекли было (из поруба) Всеслава, числом семьдесят человек, а других ослепил, а (еще) других он без вины погубил, не учинив дознания". Восстание было подавлено.
Как видно из данного примера, князья не слишком-то прислушивались к мнению общины, вынесенном на вече, так что особого влияния в украинской части Руси оно не имело.
НОВГОРОД: решали многие вопросы
Совсем другая ситуация была в Новгороде, где более шести веков существовала своеобразная форма государственного правления — что-то вроде "вечевого строя" или "боярской республики".
Граждане собирались на вече у Софийского собора. Несогласные с принятым решением образовывали альтернативное вече на Ярославовом дворище. Вопросы решали разные — о выборе или изгнании князя, о войне и мире, о финансах — но чаще всего летописцы говорят о собрании по случаю чрезвычайных событий, руководимом должностными лицами.
Что касается полномочий, оценить их очень сложно — вече часто само определяло свою компетенцию, поэтому в разные периоды оно сильно отличалось. Над ним — своеобразной надстройкой — довлел правительственный совет, который вырос из совещательного учреждения при князе, но впоследствии стал независимым и объединял в себе степенных, посадника, тысяцкого, сотских и кончанских старост.
История новгородского вече закончилась в XV веке — сначала оно выродилось в олигархию (крупные земледельцы подкупали людей, создавая себе "партии" и принимая нужные решения), а затем и вовсе исчезло. 15 января 1478 года в город въехали московские бояре и дьяки Ивана III, забрали вечевой колокол и ликвидировали самоуправление.
Над ним стоял "совет".
Собирались на дворище.
КАЗАЦКОЕ ВРЕМЯ: гетманы-манипуляторы и воля народа
Прежде чем говорить о казацкой демократии, можно вспомнить викингов. Они тоже какое-то время решали вопросы точно так же — все суровые мужики собирались в одном месте и орали друг на друга, пытаясь решить, кто будет главным, как делить экспроприированное имущество и кого бы еще можно ограбить.
Да-да, как бы ни было стыдно это признавать, до создания Запорожской Сечи (а порой и во время ее существования) казаки были своего рода преступниками. Беглецы из разных земель и стран, которые умчались в дикую степь, преследуемые панами и очень часто уголовным прошлым, совершенно не гнушались банального разбоя. Но все вопросы все-таки решали сообща. Позже, когда вольные отряды начали объединяться и была создана первая Сечь, традиция всеобщих собраний прижилась и осталась. Мало того, она просуществовала почти сто лет, прежде чем превратилась в церемониальное действо, на котором уже ничего не решалось.
Естественно, никаких