Фото с сайта sharij.net.
Принятие поправок в Конституцию по части децентрализации надолго запомнится украинцам. Фемиде еще только предстоит назвать виновных в трагедии 31 августа, когда от взрыва гранаты погибли четыре человека и были ранены более 120, а в Раде уже торгуются за голосование поправок во втором чтении в декабре. Некоторые назвали голосование "кровавым", другие — "зрадой", третьи — "вынужденной мерой". Пока нужных 300 голосов нет, но бюджетная децентрализация и добровольное объединение громад по админтерреформе уже идет полным ходом. Львиная часть налогов с 1 января остается на местах, но, по словам местных депутатов, этого недостаточно. А вот идейные вдохновители реформы уверены в обратном, уверяя, что недостающую часть денег компенсирует Киев. С этим можно согласиться: те, кто говорят, что европейские громады обеспечивают себя на все 100%, несколько преувеличивают. Чтобы развенчать мифы реформы, "Сегодня" разобралась, как децентрализация проходила в Польше и Франции, ведь опыт именно этих стран мы и копируем.
РЕГУЛЬСКИЙ. Взяв курс на децентрализацию, Кабмин начал сотрудничать с группой польских экспертов, которые более 20 лет назад уже провели эту реформу в Польше. Главой польской рабочей группы стал Марчин Свенчицкий — экс-мэр Варшавы. От Украины все координирует профильный вице-премьер Геннадий Зубко. Но, по словам Свенчицкого, с которым "Сегодня" встретилась во время его визита в Киев, с реализацией реформы у нашей власти есть одна главная проблема. "Нет единого центра принятия решений. Каждый тянет одеяло на себя", — поясняет нам господин Марчин. И он прав: реформой занимается и Кабмин, и профильный комитет ВР, и различные институты и общественные организации, и чиновники на местах. При этом все они представляют разные партии, поэтому нередко вставляют друг другу палки в колеса. В Польше главным по децентрализации назначили академика Ежи Регульского. Сначала он провел административно-территориальную реформу: из 49 воеводств осталось 16, а количество повятов и гмин сократилось до 379 и 2479 соответственно. Сейчас в Украине — 24 области, 490 районов и 10 279 сельсоветов. После добровольного объединения останется 27 регионов (то есть фактически областей станет больше), 150—200 районов и 1500—2000 громад.
Но дело не только в передаче полномочий. Изюминка децентрализации — право самостоятельно распоряжаться финансами. В отличие от украинских громад, которые еще в 2014-м имели право лишь на 20% собственных доходов, в "кассах" польских гмин остается до 60% собранных налогов (см. инфографику). Самой богатой считается Познань: там 90% бюджета — собственные доходы. В Украине с 1 января в местных бюджетах оставили собранные НДФЛ, налог на недвижимость и акциз: по задумке Кабмина, этих денег должно хватить, чтобы покрыть половину расходов региона. Остальные 40—50%, как и в Польше, регионам будут "спускать" сверху, в виде дотаций и субвенций.
Во Франции институт