Ирина Верещук
КИЕВ. 30 июля. УНН. Почему в Украине самая длинная в мире очередь военнослужащих на жилье? Как обеспечить жильем военнослужащих? Какая связь между жильем для военнослужащих и обороноспособности страны? Об этом УНН говорил с председателем подкомитета по государственной безопасности и обороны Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ириной Верещук.
Госпожа Ирина, сейчас в Украине самая длинная в мире очередь военнослужащих на получение жилья. В ней почти 47 тыс. военнослужащих. Что с этим делать?
Эта очередь является красноречивым доказательством, что существующая система — это путь в никуда. Нужно как можно скорее запустить новую систему на базе ипотеки и денежных сертификатов. Не надо ничего придумывать. Надо воплощать лучшие иностранные практики. Тем более такая система уже начала работать в нашем МВД. А старую систему надо постепенно демонтировать. То есть прекратить наращивать очередь и со временем постепенно ее закрыть. Следует отметить, что существующая у нас система обеспечения военных постоянным жильем является достаточно архаичной, ее уже нет даже в странах бывшего Советского Союза.
Что не так с существующей системой обеспечения военных жильем?
Во-первых, она непрозрачна и забюрократизирована. Она сделана такой намеренно, чтобы максимально сконцентрировать влияние чиновников Минобороны. Отсюда коррупция. Отсюда несправедливость в распределении жилья, когда тыловые офицеры получают по несколько квартир за счет участников боевых действий.
Во-вторых, существующая система построена, в том числе, на активном участии Минобороны в строительстве жилья. То есть, Минобороны владеет большим количеством земельных участков под застройку и выступает созастройщиком вместе с частными компаниями. Я считаю, что это неправильно. Минобороны не должно превращаться в девелоперскую компанию (которым оно, по факту, сейчас является). Потому что когда в Минобороны концентрируются земельные участки, девелоперские проекты, строительные средства и квартиры, все это не только порождает огромную коррупцию, но и делает процесс выдачи жилья военным очень медленным. Также следует отметить, что когда Минобороны занимается девелопментом, то на Минобороны ложатся соответствующие коммерческие риски (недострои, долгострои). А Минобороны не является коммерческой организацией, чтобы брать на себя коммерческие риски. Я считаю, что в идеале Минобороны вообще не должно заниматься строительством жилья.
Итак, на мой взгляд, основной недостаток существующей системы обеспечения жильем заключается в том, что ее логика направлена на обеспечение максимального воздействия чиновников Минобороны, а не на то, чтобы быстрее обеспечить жильем больше военных. Отсюда: многотысячная очередь, коррупция и генералы с 3-4 квартирами.
Что делать? Как исправить ситуацию?
Для начала провести аудит недвижимого имущества Минобороны, всю непрофильную недвижимость продать по рыночным ценам и направить средства, в том числе, на покупку жилья, или на обустройство существующих зданий под штатно-должностное или служебное жилье. В Минобороны много земли и другой недвижимости, которую непонятно зачем Минобороны держит.
Например, в 2019 году 47% всех земель Минобороны требовали оформления правоустанавливающих документов — а это 240 тыс. из 518 тыс. га. Неучтенная земля — это благодатная почва для злоупотреблений.
Относительно постоянного жилья, то есть того, что военнослужащий получает в собственность, то нам надо постепенно отходить от практики бесплатной передачи квартир, потому что это приводит к тому, что большинство военнослужащих все равно ничего не получают. Надо внедрять военную ипотеку по льготным ставкам. Это работает. Даже в нашем МВД льготная ипотека уже работает. Дополнительно к ипотеке можно запустить систему денежных сертификатов, которые военнослужащий сможет использовать только на покупку жилья, но по своему выбору в плане локации и размера.
Не надо ничего придумывать. Делайте то, что все давно уже делают и давно работает. Главное — проявить политическую волю и избавиться от атмосферы дремучести, которая на самом деле призвана скрывать коррупцию и кумовство.
Для меня военное жилье — это не столько социальный вопрос, сколько оборонный вопрос. Потому в конце концов, перспектива получить собственное жилье является основным, почти единственным материальным стимулом идти на военную службу. То есть, все остальные мотивы имеют нематериальную природу. Если мы фундаментально не решим вопрос с военным жильем, будем иметь проблему достаточного количества качественных военных кадров, а это прямая угроза обороноспособности. Наш военнослужащий должен иметь четкую и понятную перспективу получить в собственность жилье, например, через военную ипотеку, а до тех пор также иметь крышу над головой в виде штатно-должностного или служебного жилья.
К слову, много хороших идей относительно военного жилья содержатся в аналитическом отчете ОО “Вернись живым” относительно мотивации военнослужащих. Аналитики этой общественной организации провели огромную и кропотливую работу. Думаю, что их рекомендации будут услышаны военно-политическим руководством государства.
Чиновники Минобороны утверждали, что очередь на жилье уже перевели в электронный вид. Будет ли это способствовать ускорению решения жилищных проблем военных?
Идея электронной очереди в том, что она прозрачная и в нее никто не может несанкционированно вмешиваться. Насколько мне известно, такой электронной очереди в Минобороны еще нет. Возможно, существует электронный учет, но это не электронная очередь. Сама по себе электронная очередь не ускоряет обеспечение жильем, но она призвана сделать процесс распределения и выдачи жилья более прозрачным, более справедливым.
И все же, какие шаги могут реально решить проблему?
Только новая система. Существующая система — это самообман, она обречена. Если мы хотим реально решать проблему военного жилья, надо безотлагательно запускать новую систему на новых принципах, с новой очереди. Старую очередь не увеличивать и постепенно закрывать, то есть кому-то выдавать жилье по старым правилам, кому-то предлагать перейти на новую систему, кому-то компенсировать деньгами. То есть старую систему заморозить и постепенно демонтировать. А взамен форсированно развивать новую систему, где с самого начала все делать как следует. Новую систему финансировать в том числе от продажи непрофильной недвижимости Минобороны. Отношения между Минобороны и военнослужащим надо перевести максимально в денежную форму и в электронный вид. То есть Минобороны дает военнослужащих не недвижимость, а деньги — через денежные сертификаты, ипотеку, а военнослужащий покупает недвижимость сам. Минобороны стоит сократить хозяйственную деятельность вокруг жилья — все те земельные участки, строительства, квартиры, инвестиционные договоры и т.д. — все это слишком сложно, слишком медленно и слишком восприимчиво к коррупции.
Но на новую систему нужны деньги ...
Знаете, денег всегда не хватает. Но это не причина не менять подходы. Надо убирать “совок” и коррупцию. Если новая система будет жизнеспособной, деньги найдутся. Потому что, в конце концов, мы говорим об обороноспособности.