В Санкт-Петербурге нынешней зимой решили полностью отказаться от использования реагентов. Инициатива городских властей добавила забот коммунальщикам, но петербуржцы оценили белый снег под ногами и чистые автомобили. Опыт Северной столицы заставил власти других городов по-новому взглянуть на зимнюю уборку улиц.
«За последние три дня в комитет по благоустройству пришло большое число благодарностей "за чистый белый город", "за скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег", "за возможность возить детей по улицам на санках". Спасибо вам за поддержку и высокую оценку нашей работы!»
Эти отзывы и комментарии на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга — первый итог эксперимента по отказу от использования соли и реагентов в борьбе со снегом и льдом на улицах Северной столицы. Более тысячи единиц техники, 165 тысяч кубометров снега, убранного за первую половину января. Только за 12 и 13 января, как указывают городские власти, с улиц убрано 77 тысяч кубов.
Алгоритм прост — дворники с лопатами и грузовик до ближайшей снегоплавилки. Это не единственное, но оптимальное решение в случае отказа от соли и прочих реагентов. Многие эксперты признают, что мелкая гранитная крошка, которую используют в Финляндии едва ли не со времен Российской империи, была бы идеальным вариантом для борьбы со льдом и снежным накатом. Карьеры для ее производства можно найти неподалеку от города. Однако питерская ливневая канализация, куда рано или поздно попадет этот абразив, с ним вряд ли справится. Россия пока не владеет технологией выделения гранитной крошки из талого снега и едва ли получит ее в условиях международных санкций. Потому прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров остается безальтернативным методом. Смесь песка и соли (не более десяти процентов) используют в точечном режиме: пешеходные переходы, мосты, сложные перекрестки.
Результат — белоснежные виды Петербурга, которые корреспондент «Ленты.ру» оценил лично, пройдя от Петроградской стороны до Дворцовой площади. Если под ногами не асфальт, то плотный белый снег. Убрано далеко не везде — средней силы снегопад теперь приносит коммунальщикам в разы больше работы, и власти извиняются за такие задержки. Зато на обуви — никаких разводов. Нет грязи и на машинах. Для Питера в бессолевой диете, как здесь называют новый принцип борьбы со снегом, есть и дополнительный бонус: реагенты не разъедают штукатурку первых этажей зданий, среди которых немало памятников того или иного значения.
отметил, что на Южном Урале снег убирают лучше, чем в Екатеринбурге, «несмотря на то, что техники у них на сто единиц больше, чем у нас». Надо полагать, столица Уральского федерального округа не промедлит с ответом.Однако красота пейзажей и чистота ботинок — лишь одна сторона медали. Как обстоят дела с безопасностью на улицах?
«В первую неделю января в Петербурге было на 10 процентов меньше аварий, чем за тот же период прошлого года, причем число аварий с пострадавшими сократилось на 40 процентов», — зачитывает специалист «Гринпис России» Нина Лесихина сводки питерской ДПС. Водители культурной столицы — и без того не склонные к агрессивному вождению — по сравнению с бесснежным декабрем стали ездить более осторожно. Все же под колесами уже не асфальт.
В Госдуме отказ от реагентов не приветствуют. Около недели назад депутаты отклонили поправки к закону «Об охране окружающей среды» и КоАП, регламентирующие использование противогололедной химии.
«Реагент — помощник лопаты дворника, но никак не ее заменитель, — возражает своим коллегам автор поправок, депутат от КПРФ Олег Лебедев. — Необходимо четко понимать, где можно использовать соли и тому подобные средства, а где от них следует воздержаться. Реагент вполне уместен на проезжей части — прежде всего, с точки зрения безопасности движения. А вот тротуары, остановки, дворы, детские площадки и тому подобное — только лопата».
Впрочем, есть немало шансов на то, что питерский опыт распространится и в других мегаполисах. В Москве, как заявил «Газете.ру» глава комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, собираются всесторонне изучить практику отказа от реагентов. А в самом Питере планы на уборку в следующем сезоне будут строить, исходя из пожеланий жителей.
Чем больше городов будет участвовать в этом эксперименте, тем лучше. Так экспертам будет проще обобщить данные и понять, есть ли у этой идеи какие-то плюсы, помимо чистой обуви и красивых пейзажей. Об экономической целесообразности того или иного способа очистки улиц можно будет с уверенностью говорить лишь по окончании зимнего сезона. А влияние бессолевых методов на зеленые насаждения можно будет оценить лишь через два-три «чистых» сезона — когда «просоленные» почвы начнут приходить в нормальное состояние. Правда, неизвестно, насколько чистым будет этот эксперимент. Депутат Лебедев опасается, что вместе с последним снегом на дороги выплеснутся остатки реагентов, чтобы крупные города смогли вновь вписать эту статью расходов на следующий год.
Юрий Васильев (Санкт-Петербург — Москва)