Авторизация

Дружба народов и некрасивый бюст Сталина

Москвовед Леонид Видгоф о том, какой увидели Москву XX века зарубежные писатели
Дружба народов и некрасивый бюст Сталина
Москва. 1947 год

Советский Союз как явление, удивительная трансформация царской России в социалистическое государство, приковывал к себе внимание многих иностранцев. В XX веке несколько крупных зарубежных писателей посетили Москву, стремясь познакомиться с молодым государством и его гражданами, стать очевидцем построения мечты. Свои свидетельства от посещения столицы оставили, в частности, Герберт Уэллс, Андре Жид, Лион Фейхтвангер и Габриэль Гарсиа Маркес. Москвовед и историк Леонид Видгоф, выступая в магазине-лектории «Читалка», рассказал об их впечатлениях от путешествия. «Лента.ру» публикует четвертую часть тезисов его лекций. Первую часть о воспоминаниях Уэллса и Жида можно прочитать здесь, а о том, какой Москву увидели иностранцы в XVII веке, — здесь.


Лион Фейхтвангер, книга «Москва 1937»

Книга писателя была издана в Советском Союзе, но очень скоро ее изъяли из библиотек, несмотря на то, что в своем произведении он положительно отзывался о стране. Да и к самому приезду Фейхтвангера власть относилась настороженно — опасалась, не станет ли его текст таким же обличающим, как труд Андре Жида «Возвращение из СССР». Поэт Михаил Светлов описал эту настороженность в своем четверостишие так: «Стоит Фейхтвангер у дверей с весьма неясным видом / как бы сей еврей не оказался Жидом!»

Как и его предшественник, писатель свидетельствовал о том, что советские люди (по крайней мере, в Москве) были довольны своей жизнью и в будущее смотрели с оптимизмом: «Да, весь громадный город Москва дышал удовлетворением и согласием и, более того, — счастьем. Потребление продуктов в СССР растет. Одежда у людей плохая, очень большая жилищная нужда, но улучшения происходят. Идет реконструкция Москвы. Планомерная, хорошо продуманная Москва будет прекрасна».

«Впереди война, и в СССР все это знают. О войне говорят не как о событии далекого будущего, а как о факте, предстоящем в ближайшем будущем. Войну рассматривают как жестокую необходимость, ждут ее с досадой, но с уверенностью в себе, как болезненную операцию, которую нужно перетерпеть, и благоприятный исход которой не подлежит сомнению», — продолжал он. Подготовка к будущему конфликту определяла, в частности, жесткость цензуры, признаваемой писателем. Он говорил о ее существовании, о том, что хорошего в ней мало, но все это было подчинено одной цели — единству страны, воспитанию патриотизма и стойкости.

В Москве и по всему Советскому Союзу царит, с точки зрения Фейхтвангера, равенство: «Слово "товарищ" — это не пустое слово. Товарищ строительный рабочий, поднявшийся из шахты метро, действительно чувствует себя равным товарищу народному комиссару».

Записала Виктория Кузьменко

рейтинг: 
Оставить комментарий
Новость дня
Последние новости
все новости дня →
  • Топ
  • Сегодня

Опрос
Оцените работу движка